Управляющий партнер ООО «Варшавский и партнеры» Владимир Варшавский — о санкциях за незаконное использование интеллектуальной собственности в индустрии мерча.
Количество производителей товаров повседневного спроса, предлагаемых на полках магазинов, в торговых сетях, в Интернете, зашкаливает. Сегодня потребитель — это не тот, кто потребляет, а тот, кто выбирает. А выбрать из десятков, а иногда и сотен однотипного вида товаров бывает далеко не просто.
Собственно поэтому производитель и пытается индивидуализироваться сам и индивидуализировать производимый или продаваемый товар. В данном случае вопрос не стоит о качестве товара, вопрос рассматривается в другой плоскости: «Как индивидуализироваться, как отличиться от других, как запомниться?».
На помощь приходят логотипы, которыми производитель отделяет свой товар от такого же, но произведенного другим лицом. В законодательстве применяется понятие «товарный знак».
Товарный знак позволяет потребителю сразу выхватить знакомую картинку из массы других однотипных товаров, а значит позволяет ему быстрее принять решение о покупке и не отвлекаться на другие товары. В конечном итоге размещенный на продукции товарный знак побуждает потребителя принести деньги в кассу того производителя, который производит этот товар.
Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров предпринимателей. В отношении такого обозначения признается исключительное право.
Компания или индивидуальный предприниматель, обладающий исключительным правом на товарный знак, может использовать такой товарный знак по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Например, товарный знак может быть размещен на самом товаре, на этикетке или упаковке; на документации, которая сопровождает товар; в вывесках и рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени компании.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Тем не менее, размещение на товаре товарного знака, прав на который такой производитель не имеет, довольно распространенное явление.
Опасность контрафактных товаров заключается в следующем:
— производитель теряет деньги, которые мог бы получить от реализации легального товара;
— для потребителя стоит вопрос о безопасности товара и его соответствии требованиям безопасности;
— производитель несет репутационные риски, поскольку не может влиять на качество контрафактного товара, его стоимость и так далее.
Борьбу с контрафактными товарами ведут Роспотребнадзор, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная службы, органы полиции. Но основная нагрузка лежит именно на правообладателе. Ведь эффективно борется тот, кто в этом непосредственно заинтересован.
Закон предусматривает широкий спектр способов защиты нарушенного права на товарный знак, начиная от требования о признании права, пресечении действий, возмещении убытков, заканчивая требованием об опубликовании решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
Вместе с тем правообладатели имеют возможность вместо возмещения убытков требовать компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. Точный размер денежной компенсации определяется судом.
Помимо этого, за нарушение прав на товарный знак предусмотрена административная и уголовная ответственность.
По законодательству об административных правонарушениях за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, на котором размещен такой товарный знак, но не менее ста тысяч рублей. При этом такие товары подлежат конфискации.
Если же будет установлено, что лицо неоднократно незаконно использовало товарный знак и причинило тем самым ущерб более двухсот пятидесяти тысяч рублей, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Практика последних лет показывает, что правообладатели все чаще обращаются в суды за защитой интересов, связанных с нарушением прав на товарный знак, и такие обращения, как правило, приносят им успех.