«Мы — коммунисты, отсюда все и началось», — говорят о своем небольшом бизнесе Михаил Паршин и Никита Скиба. Они живут и работают в Москве, производством футболок занялись недавно. Этой осенью их проекту Skib&Par исполняется год.
Свой продукт они позиционируют как оригинальную одежду исторической тематики. По факту это мерч для тех, кто разделяет идеологию основателей Skib&Par, костяк клиентов — люди, увлекающиеся левыми идеями. «Мы просто подумали, а почему у других движений есть своя одежда, рисунки, а у нас ничего красивого нет? Ну и решили сделать что-то из ряда вон», — вспоминают собеседники MerchNews.
Авторы проекта говорят, что хотели создать одежду для людей, разделяющих их идеологию.
Сколько Феликса ни делай, все раскупят
— Хотелось осовременить тему советского прошлого, чтобы были вещи, непохожие на ширпотреб, который обычно предлагают. Вроде красных футболок с надписью «СССР» на груди, — говорит Никита Скиба.
Сегодня в ассортименте Skib& Par чуть больше 20 разных футболок. Есть, как сами ребята называют их, «нейтральные» принты, вроде гитары с надписью «Искусство – народу». Но больше экспрессивных: герб НКВД в окружении черепов, футболки «Коба» с молодым Сталиным, «Чекист», «Зоя» — портрет Зои Космодемьянской с фразой «Всех не перевешаешь» — и другие. Тиражи небольшие, за полгода было сделано и продано несколько тысяч футболок.
— Мы не гонимся за количеством, главное для нас — качество. Делаем, как для себя. Вон, смотрите, мы сейчас оба в наших вещах, других не носим, — говорит Михаил. Он в футболке с чекистским трио «Make Russia Red». В описании товара говорится, что «она отлично подойдет для семейных праздников, на которых ваша девушка просила не говорить при родителях о политике».
На груди у Никиты во время интервью — молодой Феликс Дзержинский с папиросой в зубах (согласно описанию, «верный «рыцарь» революции, который боролся за освобождение трудового народа»).
— Iron Felix — один из самых популярных принтов. Сколько его ни сделай, все раскупают моментально. Можно было бы продавать только его, но мы лучше сделаем еще десять разных, хоть и небольшим тиражом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Народ устал от ширпотреба
Футболки стоят от 1900 до 2300 рублей. Их шьют в Москве, принты наносят в Иваново. Рисунки заказывают художникам из регионов.
— Художников находим через Интернет. Сначала пробовали искать в Москве и Петербурге, но там дорого все. Нам предлагали от 20 тысяч за эскиз. Чем дальше от МКАДа и КАДа, тем дешевле. В среднем рисунок обходится от трех до восьми тысяч рублей, в зависимости от сложности. Некоторые художники теперь предлагают бесплатно что-то нарисовать, просто потому что они разделяют нашу идеологию, — говорит Никита.
Шить по своим лекалам решили почти сразу. Говорят, на первых порах был пробный тираж с готовыми футболками-«болванками» от одного известного поставщика.
— Но когда их отвезли блогерам и футболки стали расходиться по швам, мы поняли, что получается, простите, барахло. Нашли швейную контору, даем им техническое задание, следим за качеством. И все получается как надо. Вообще, народ от ширпотреба устал. Люди все больше смотрят на качество. И они понимают, пусть вещь будет подороже, но ее можно будет спокойно носить несколько лет.
Вся прибыль уходит в развитие проекта. В планах — расширение линейки, пошив других деталей одежды.
— Для того чтобы делать большие тиражи, раскручиваться, нужны большие деньги. Когда ты простой работяга и что-то начинаешь, денег у тебя нет. Я занимаюсь тонировкой автомобилей, в свободное время пиццу развожу, Никита — инженер, — говорит Михаил. — Сейчас для нас на первом месте развитие. Тем более что начинают появляться конкуренты, они делают вещи в нашей же тематике.
Работа с блогерами — один из основных способов продвижения бренда. «Это самая эффективная для нас реклама», — говорят основатели проекта.
Наши клиенты — обычные работяги
Люди на «левые» футболки реагируют по-разному. Все-таки образы, которые использует Skib&Par, не самые однозначные.
— Некоторые спрашивают, зачем, например, Ленина изобразили, он же палач и тиран. Начинаешь общаться с людьми, объяснять им свою позицию. Но большинство реагируют позитивно. Наша публика — люди, которые увлекаются социализмом, коммунизмом. Обычные работяги, — объясняет Михаил.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Никита добавляет, что еще силовики хорошо покупают футболки.
— Сотрудники ФСБ, например, брали у нас футболки с НКВД. Я даже пару раз в Кремль ездил, по 15 штук возил. У них праздники были, футболки в подарок брали.
Для продвижения Skib&Par активно используют офлайн. Посещают тематические мероприятия, взаимодействуют с блогерами. В онлайне тоже запускали кампании, но, говорят, эффект был так себе. Среди интернет-звезд, с которыми работал магазин — Дмитрий Гоблин, Мятежник Джек, АйКакПросто, Antropogenez.ru и другие.
— Приходить к известным историкам и блогерам для нас — самая эффективная реклама. Мы с ними договариваемся, дарим футболку, они в ней ходят. И людям хочется такую же себе, — добавляет Никита. И подчеркивает, что, на его взгляд, главная фишка Skib&Par – качество «как для себя».
Skib& Par/vk.com