На какой вопрос стоит искать ответ сейчас, чтобы «выстрелить» после кризиса? Почему обсуждать поставку товаров на ближайшее время странно? Своим мнением с MerchNews поделился генеральный директор компании «Прагматика» Игорь Чижов.
— В разных регионах разная степень жесткости ограничений, связанных с пандемией коронавируса. У «Прагматики» есть офисы в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Есть ли различия в их работе, в коммуникации с клиентами?
— «Прагматика» работает на нескольких как территориальных, так и продуктовых рынках, и везде имеются одни и те же проблемы, вопросы и решения… Они известны абсолютно всем, нет и не может быть никаких откровений, все делают одно и то же. При этом много, конечно, пены, разглагольствований и банальностей. Особенно на разных вебинарах, с темами вроде «Все — в онлайн!» и «Скоро все закончится», с умными цитатами типа «Как говорят японцы: если не потеряна хотя бы часть, значит ничего не потеряно».
«Прагматика» была создана в начале 90-х. Игорь Чижов занимался посредническими операциями с металлами, и в компанию, где он работал, пришел запрос на фирменную сувенирную продукцию на несколько десятков тысяч долларов. Это вызвало интерес, началось изучение продукции, рынка, а в 1995-м был куплен первый станок для тампопечати. Название компания получила в честь шрифта Pragmatica.
— Как себя ведут клиенты, есть ли новые заказы, можно ли говорить о том, что какие-то отрасли живы и готовы сейчас закупать бизнес-подарки?
— Меня удивляет, что на рынке вообще обсуждаются какие-то заказы на бизнес-сувениры с поставкой именно сейчас. Непонятно, какие бизнес-задачи они могут решать, если абсолютно все мероприятия с участием более одного человека отменены. А ведь подарок по своей сути должен физически передаваться от человека к человеку. Другое дело — обсуждение запросов с поставкой на «после карантина». Но это пока только проекты, рассуждения в духе «А что, если…».
— «Прагматика» на рынке четверть века. Какой из кризисов, которые были за это время, оказался самым сложным, почему?
— Каждый кризис уникален, и последний всегда представляется самым сложным. А с наступлением очередного трудного периода только кажется, что нужно взять свою папочку «План антикризисных мероприятий. 2009 год», сдуть с нее пыль и идти уже известным путем. Сейчас все изменилось, и дело даже не в карантине. Все другое: продукт, заказчики, сотрудники, государство и т. д. Соответственно, и решения нужны другие.
— Во время предыдущего кризиса (2014-2015 годы) вы говорили о том, что отрасли необходимо оптимизировать бизнес-процессы, так как рентабельность продукта резко снизилась, а прохождение каждого этапа заказа усложнилось. На ваш взгляд, удалось это сделать за прошедшие пять лет? Новый кризис отрасль встретила, будучи более «прокачанной» в этом плане?
— К сожалению, не хватило всего одного-двух лет для «допрокачивания» отрасли. Для меня интегральной лакмусовой бумажкой зрелости рынка/отрасли является наличие профессиональной ассоциации. Почему? Потому что все внутренние бизнес-процессы компаний должны быть увязаны с внешней средой. Соответственно, в определенный момент при оптимизации маркетинга, продаж, закупок у любой компании появляется необходимость в постоянно действующем канале коммуникаций с внешней профессиональной средой. Коим и является ассоциация. И сегодня мы практически уже подошли к этому. На рынке есть критическая масса в виде достаточно большого пула новых профессиональных компаний с молодыми амбициозными и квалифицированными управленцами.
От редакции: Сейчас из профильных организаций существуют комитет промоиндустрии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Национальная ассоциация рекламно-сувенирной индустрии (НАРСИ), Международная ассоциация презентационной продукции (МАПП).
— За счет чего удавалось справляться с трудными периодами в прошлом? Есть ли в «Прагматике» фирменный рецепт преодоления кризиса?
— Рецепт один — слышать и слушать умных людей внутри и вокруг «Прагматики». Например, один из признанных авторитетов Ицхак Адизес сказал: «Если у компании нет проблем, она просто мертва». И предложил свой план антикризисных действий, в которых каждый может найти что-то приемлемое для себя.
Ицхак Адизес — писатель и бизнес-консультант, специализирующийся на улучшении эффективности менеджмента. Подробнее о том, что Адизес рекомендует делать, можно прочитать в его книге «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить людей и компанию». Среди советов — не оставлять без внимания никакие проблемы, не спешить сокращать сотрудников, смотреть на кризис как на шанс увидеть свои слабые места и избавиться от них.
— По информации АКАР, промоиндустрия сейчас находится в критическом состоянии. На ваш взгляд, каким мы увидим рынок, когда коронавирусное волнение уляжется?
— Вопрос неточный с точки зрения обозначения периода времени. Нужно говорить не о том, каким мы увидим рынок, когда пройдет коронавирус и все связанное с ним, а каким мы увидим рынок, когда начнется экономический рост. Вот это — главный вопрос, на который именно сейчас нужно искать правильный ответ. И тот, кто найдет его, «выстрелит» моментально. Если, конечно, будет чем стрелять.
И в заключение процитирую Евгения Гришковца, который отметил, что «когда что-то понимаешь, то жить становится легче». Это правильно и применимо к обсуждаемой нами теме.
Напомним, ранее о том, как коронавирус повлиял на бизнес и проморынок MerchNews рассказывали основатель группы компаний Admos Виталий Гайдунько и генеральный директор компании «Инпро» Елена Винникова.
pragmagifts.ru