Одинокая мать пятимесячной дочки, живущая на пособие, несколько лет изо дня в день писала книжку-сказку. Писала втайне, уходя из дома с коляской. Женщина заходила в одно из двух знакомых кафе, где ей отпускали кофе в долг, садилась за столик у окна и сочиняла книгу о волшебном мире, в котором жить так же сложно, как и в нашем. Единственным человеком, который поддерживал ее, была младшая сестра Ди. Но даже Ди не знала ничего про книжку-сказку, пока старшая сестра не закончила рукопись. А сегодня каждые 30 секунд кто-то в мире впервые открывает книгу о мальчике-волшебнике Гарри Поттере.

KarenRoe. Leavesden

Как важно советоваться с девочками

Литературные агенты не хотели браться за детскую книжку, поскольку возни много, а прибыли мало. Один из них, Кристофер Литл, сразу отправил рукопись в архив, он «не интересовался детской литературой». Но одна из его сотрудниц все же убедила шефа посмотреть ее. Литл прочитал и тут же занялся поисками издателя. Он еще не знал, что принял самое важное бизнес-решение в своей жизни.

Двенадцать издательств одно за другим отвергли рукопись. В большинстве этих офисов никто дальше аннотации не заглядывал — все были занятыми людьми, которые точно знают, чего хочет рынок.

Посрамить знатоков рынка и гениев маркетинга смогла восьмилетняя девочка по имени Алиса Ньютон (ах, опять Алиса!). Папа девочки возглавлял тринадцатое по счету издательство, куда попала рукопись. В отличие от более консервативных коллег он решился на нестандартный ход — почитал сказку ребенку. Ребенок после первой же главы немедленно потребовал продолжения.

Так издательство Bloomsbury Publishing выпустило одну из самых успешных книг столетия — роман о Гарри Поттере, а Джоан Роулинг превратилась из матери-одиночки, живущей на пособие, в первого в истории писателя, заработавшего на своих книгах миллиард долларов.

Трижды семь и еще немного… миллиардов

Гонорар Джоан Роулинг, полученный за первую книгу от Bloomsbury, составил всего полторы тысячи фунтов. Это более чем скромно даже на фоне небогатых книжных гонораров для обычных авторов в Британии. Однако уже следующий гонорар — от американского издательства Scholastic, которое выиграло аукцион за право напечатать историю приключений юного волшебника, был в разы больше — целых 105 тысяч долларов.

А дальше на юном волшебнике начали зарабатывать все. Только продажа книг принесла почти 7,7 миллиарда долларов. Warner купила права на экранизацию сразу после выхода первой книги, причем заплатила за это всего 1,5 миллиона долларов. И мягко говоря, не прогадала. Только восемь фильмов непосредственно о Гарри Поттере (не считая новых, о Ньюте Скамадре) собрали по всему миру кассу в 7,3 миллиарда долларов.

Но и это не все: доход от строго лицензируемой Warner продажи сувениров, связанных с миром волшебников, Хогвартсом и игрой в квиддич, уже превысил доходы от проката. А еще парочку миллиардов принесли продажа DVD и два тематических парка — в Америке и в Британии.

Совокупно вся франшиза Гарри Поттера и все, что связано с параллельным миром волшебников, скучными аудиторами от шоу-бизнеса оценивается как минимум в 25 миллиардов долларов. И тут становится обидно за автора, придумавшего это великолепие и в результате получившего всего миллиард. Кстати, сама Роулинг считает, что миллиарда никогда и не было, и в Forbes ошиблись в подсчетах, но при этом известно, что писательница из своих гонораров пожертвовала в разные медицинские и благотворительные фонды не менее 160 миллионов долларов.

Золото Гарри Поттера

Всем рулят наследники братьев Уорнер — владельцы франшизы. Студия Warner Bros. успешно делает деньги на предоставлении права на изготовление сувениров — от традиционных футболок, худи и кружек) до более специфической продукции. Например, «Карта Мародеров» — вещь, особенно если это «настоящая Карта Мародеров». Но самое большое место в коллекции занимают волшебные палочки.

Именно этот атрибут отличает волшебника от простого магла, и поэтому именно он является наиболее желанным. Волшебные палочки продаются везде — от официальных, собственных или лицензированных Уорнерами онлайн-магазинов до китайского AliExpress. Наверное, они отличаются качеством чудес, которые можно с их помощью творить, но десятикратная разница в цене — первое, что бросается в глаза.

Блистательный мир волшебников

Эфемерный мир Гарри Поттера пожелал стать реальностью — хотя бы в нескольких точках земли, где может встретиться мир волшебников с миром маглов. На самом деле уже сегодня таких точек как минимум пять. Четыре из них — это тематические парки под общим названием The Wizarding World of Harry Potter. Два во Флориде, по одному — в Калифорнии и в Японии. Warner продала лицензию на парки соседям по Голливуду — студии Universal, которая и построила два Косых переулка (в Орландо и Голливуде) и одну деревеньку волшебников Хогсмит (Орландо).

Еще одно место, где вы можете войти в мир героев Роулинг, это та самая студия Leavesden в пригороде Лондона, где снималась эпопея о мальчике-волшебнике. Но если киностудия — это скорее музей с подлинными декорациями, костюмами, бутафорией и так далее, то парки в Орландо и Голливуде пытаются воссоздать мир волшебников как можно масштабнее. «Волшебный мир Гарри Поттера» в Орландо занимает значительно большую территорию, чем «настоящие» Тисовая улица, Косой переулок или даже сам Хогвартс. И основной аттракцион тут — бесчисленные лавочки и ресторанчики, один волшебнее другого. Тут можно купить все, что производят на тему Гарри Поттера — от «писем из Хогвартса» и волшебных палочек из магазина Олливандера до мантий волшебников и книг с заклинаниями. Самый главный аттракцион погружения в мир волшебников — это всевозможные угощения, так подробно описанные в книгах Роулинг. В многочисленных лавочках и ресторанчиках можно купить и «леденцы с любым вкусом от Берти Боттс», и шоколадных лягушек, и сахарные перья. И попробовать «настоящего» сливочного пива (хотя подлинного рецепта этого напитка никто не знает). Или зайти в Дырявый Котел.

Редактор кулинарного сайта Delish Тесс Комон решила попробовать если не всё из «волшебного меню», то хотя бы столько, на сколько хватит сил.

 

У профессионала кулинарной журналистики сил хватило на целых 32 блюда, включая «мороженое из сливочного пива», «рвотные пастилки», «помадки для лихорадки» и так далее (чего еще ждать от этих близнецов Уизли).

Феномен Гарри Поттера и мир без волшебства

Книга про ребенка-волшебника оказалась не просто еще одной детской сказкой. Она стала феноменом общественного сознания, оказывающим влияние как на детей, так и на взрослых. И дети, и их родители находят себя в этих книгах, потому что Роулинг нашла ключик к тому сокровенному, что есть в каждом человеке, — к его мечтам о чудесах.