«Рубль провалился, покупательская способность упала. Продавать иностранные товары стало не выгодно. У нас было два пути — закрыть все или делать что-то новое», — вспоминает владелец петербургского магазина альтернативной одежды White Trash Дмитрий Сидоров. Кризис 2014 года (на самом деле, не он один) стал в каком-то смысле началом новой истории. Редакция MerchNews узнала, как из магазина, на 100% заполненного вещами популярных иностранных производителей, вырос бренд альтернативной одежды с отметкой «Сделано в России».

Мы успели захватить кусочек экономического расцвета

Примерно в 2006-м мы открыли магазин Steel Bones  c товарами для пирсинга и татуировок, где продавалось немного черных футболок с тематическими принтами. В уже в 2008 году на улице Ломоносова открылся White Trash. На тот момент один из немногих магазинов в городе (а может, и в России), где можно было купить одежду таких марок альтернативной одежды, как Lucky 13, King Kerosin, Wildeat, Toxico и прочих. На первых порах дела White Trash шли хорошо. Пока не стали ощущаться последствия кризиса.

Мы успели захватить кусочек экономического расцвета, а потом началась рецессия, которая продолжается до сих пор. С Ломоносова мы переехали на Невский. Пришлось объединить White Trash и Steel Bones, чтобы сократить расходы, — говорит Дмитрий Сидоров.

Дмитрий Сидоров, владелец петербургского магазина альтернативной одежды White Trash.

Несколько лет White Trash работал как мультибрендовый магазин. Но в какой-то момент владельцы поняли: нужно меняться. Причин тому было несколько. Это и интернет, который плотно вошел в нашу жизнь, открыв бездну онлайн-шопинга, и постепенно снижающаяся покупательская способность. Плюс было желание делать свой продукт, а не просто перепродавать чужие футболки и куртки.

— Заниматься ритейлом товаров иностранного производства стало совсем невыгодно. Надо было или закрываться, или делать что-то новое.

В российской куртке российского – душа и молния

В итоге — производство российской одежды. Ну как российской... Дмитрий признается, что со временем стало ясно: история про made in Russia — зачастую фикция.

— Сделать сегодня вещь из 100% российских материалов невозможно. Ты можешь собрать ее в России, но «запчасти» будут иностранные. Хотя, конечно, если раз в год включать телевизор и слушать отчеты чиновников, можно решить, что где-то под Москвой у нас есть оазис легкой промышленности. Но увы. И я даже не говорю о том, что у нас плохо делают и приходится выбирать между уровнями качества. Нет. Просто, по сути, ничего нет, - считает собеседник MerchNews.

В качестве примера Дмитрий приводит куртку-харрингтон, одну из вещей, выпущенных под собственным брендом White Trash. Классическая унисекс-модель в английском стиле с клетчатой подкладкой. Российского в ней, кроме вложенной в изделие души, — молния и только.

— Я перед собой ставил задачу, чтобы надпись «Сделано в России» была максимально приближена к действительности. У нас на всех ярлыках это указано. И что в итоге? Все комплектующие, кроме молнии, произведены в других странах. Это было пять лет назад, с тех пор мало что изменилось.

Простые, базовые, рабочие вещи — так Дмитрий говорит об одежде своего бренда.

Ткани в основном покупают в Корее — лучше, чем китайские. И гораздо дешевле, чем европейские. Раньше была Турция, но по некоторым причинам с ней теперь работать сложней. А вот пряжу Дмитрий хвалит белорусскую, манжеты на харрингтонах делают из нее.

— Но надо понимать, что ткани у нас самые простые. Мы шьем базовые, рабочие вещи. В сторону более сложных изделий даже не смотрим. Сделать качественную футболку — проблема в нынешних условиях.

Шьют изделия в Петербурге, здесь же наносят принты. К печати тоже много вопросов.

— Это звучит странно, но в пятимиллионном городе лишь единицы компаний могут сделать качественное нанесение на текстиле вытравными красками. Это современная технология, которую в России пока мало кто смог освоить. Потому что она технологически сложнее, нужны дополнительные вложения, в том числе и в обучение.

Пережили самый худший год

Смена ассортимента происходила постепенно. Первые тиражи были отпечатаны пять лет назад, тогда в магазине еще был товарный запас других брендов. Его постепенно распродавали и замещали одеждой White Trash. Сегодня магазин находится на Гончарной улице, 85% товаров там — собственного бренда. Футболки, майки, куртки, брюки, рубашки-поло — вот неполный список того, что можно купить.

А какое животное сегодня ты?

Но все эти вещи были бы обычными и скучными, если бы не узнаваемые принты. Их уже несколько десятков. Есть самые разные, в том числе посвященные Петербургу.

— Мы работаем со многими художниками, с несколькими уже сложились постоянные отношения. Например, Billy Kid, иллюстратор из Петербурга. С ним сделано немало совместных работ. А в прошлом году мы запустили линейку «Мертвые звезды», рисовал их Андрей Люблинский, известный петербургский художник. Это был эксперимент, 12 звезд, выпускали по рисунку каждый месяц. Правда, зашли они нашим покупателям не так хорошо, как хотелось бы. Зато, как ни странно, хорошо продаются на Wildberries. Топ-3 там это Боб Марли, Курт Кобейн и Сид Вишес, — рассказывает собеседник MerchNews.

С Wildberries White Trash начал сотрудничать недавно. Основные каналы продаж — магазин на Гончарной и интернет-магазин.

Что будет дальше, в White Trash не загадывают. Дмитрий Сидоров рассказал, что у него есть желание добавить к ассортименту магазина отдел тематического мультибрендового секонд-хенда, как, например, некоторые делают в Европе и США. Но пока это просто идея.

— Неизвестно, что будет завтра, 2018-й, например, был наш самый худший год. Сейчас уже веселей. Если восходящая динамика сохранится, то будем думать, что делать дальше.