Андрей Люблинский выдумал Красных человечков, которые не первый год маршируют по стране. Он автор множества персонажей и историй про крокодилов, обезьянок, уточек, зайцев и медведей. 50 тысяч футболок с его работой выпустила компания «Фамилия». Тираж разошелся вчистую.
MerchNews поговорил с Андреем Люблинским про человечков, славу и немного про деньги.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Когда на публике впервые появился Красный человечек?
— Первый раз Красный человек увидел зрителей в Петербурге в 2007 году, в Музее городской скульптуры, на какой-то выставке, где и был абсолютно никем не замечен. Его просто проигнорировали. Откровенно говоря, это меня слегка шокировало. Я видел огромный потенциал у этой работы. Дальше, через два года, состоялась огромная персональная выставка в «Этажах», и еще через несколько месяцев мы открылись под Москвой, в «Гридчинхолле». И только после этого Красные человечки оккупировали Пермь, посеяв панику среди местных жителей. В дальнейшем человечки стали размножаться в геометрической прогрессии, вот список городов, где они так или иначе отметились: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Уфа, Волгоград, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Алматы, Астана, Будва, Цюрих, Пекин, может, еще где-то, всего не упомнишь.
— Как менялся человечек? Характер? Возраст?
— А никак, сам человечек не может меняться, это модульная конструкция, основа остается неизменной. Другое дело — он может принимать различные позы, пользоваться какими-то девайсами, оказываться в разных ситуациях. Характер персонажа не меняется, меняется популяция, она растет и захватывает новые территории.
— Как складывается судьба популяции?
— Человечков много, и судьба у них может сложиться по нескольким сценариям. Если это большие фигуры (3-4 метра), изготавливаются они, как правило, из дерева, срок службы таких объектов около пяти лет. Дальше они реставрируются, либо утилизируются. Вещи поменьше, которые чаще всего находятся в помещениях (украшают интерьеры, являются частью чьих-то коллекций) — практически вечные.
— Вы начинали как группа Pprofessors с Машей Заборовской. Вы по-прежнему группа?
— Нет, группы не существует уже лет пять, я занят сольной карьерой. Наверное, все думают, что я автор одной работы, но это далеко не так, просто человечки — мой самый успешный проект, кроме него я создал, не побоюсь сказать, тысячи других прекрасных произведений.
— Бывает ли так, что жители городов высказывают недовольством появлением гостей?
— Недовольные всегда есть, и их можно понять. Я, кстати, тоже недоволен — хотелось бы гораздо больших масштабов.
— Как человечки меняют ландшафт?
— Ну, во-первых, визуально — яркая доминанта радует глаз, во-вторых, чаще всего возникает ожесточенная дискуссия, что тоже благотворно влияет на окружающий мир, зрители невольно становятся частью перформанса, проект уже давно находится именно в этой плоскости.
— Для поклонников выпускался мерч, много ли разошлось?
— Мерча за все время было выпущено огромное количество. Что интересно, вещи чаще брали люди, которые даже не подозревают о моем существовании. Если говорить о коммерческой составляющей, самый главный и очевидный вывод — делать мелкие тиражи не имеет никакого смысла, себестоимость получается космическая, продать такую вещь очень сложно, прибыль — три копейки. Но был и хороший опыт — несколько лет назад сеть универмагов «Фамилия» напечатала около 50 000 футболок с моими картинками, я был настроен скептически, графика у меня достаточно специфическая, однако тираж разошелся «на ура», до сих пор в метро встречаю людей в моих футболках. Сейчас есть желание сотрудничать c глобальными брендами, такими как Uniqlo или Nike.
— Есть ли персональные фанаты?
— Есть, но это скорее поклонники, конечно. Вообще, о мере своей популярности изнутри ситуации судить достаточно сложно. Пишут про меня часто, но не в светской хронике. В Facebook около 7 000 друзей и подписчиков, некоторых помню еще со времен ЖЖ. Хотя гораздо чаще люди знают мои работы, чем меня. Бывают и забавные ситуации — однажды написала Эвелина Хромченко, мы не были знакомы, ей понравились мои работы, было очень приятно.
— Кажется, на одной серии человечки держали буквы «Слава Богу», потом появились другие тексты. Как они складываются? В какой-то общий текст?
— О, это хороший вопрос. Когда только Красные человечки появились, после первой большой выставки стало ясно — чего-то не хватает, попробовал сделать пиксельный шрифт из брусочков — получилось симпатично. Поиск высказывания не занял много времени, надпись «Слава труду» на проспекте Тореза в Петербурге находится на доме с самого моего детства, и то, что раньше для меня было абстрактным набором слов, теперь стало очень важным жизненным девизом. Следом, совершенно закономерно, в руках у человечков появилась надпись «Слава Богу», курс государства поменялся, поменялись и лозунги.
— Есть ли у тебя любимая футболка с историей?
— Есть такая вещь. Надпись придумал мой товарищ Саша Ефремов, а я визуализировал. На ней большими буквами написано ACAB (известная аббревиатура), а снизу авторская расшифровка – art critics are bastards.
Андрей Люблинский — чуть ли не единственный в стране, кто отвечает за Public Art. В заказчиках значатся ВДНХ, РЖД, Аэрофлот, KFC. Игрушки под лейблом Only Toys можно приобрести в музее современного искусства Kiasma в Хельсинки. Его работы показывали Русский музей, Эрарта, Электромузей. Красный человечек нужен всем, везде и всегда.
из архива Андрея Люблинского