Лилия Богатко — керамист. Ее затейливые тарелки и чайники с узнаваемыми птичками и рыбками прижились в ресторанах Петербурга, стали частью атмосферы и фирменного стиля заведений. Бывает и так, что завсегдатаи и знаменитости получают авторскую посуду в подарок от хозяев общепита. Керамика от Лилии в таких случаях невольно становится дорогим и желанным сувениром.
— Первым рестораном в моей карьере стал Italy! — рассказывает Лилия. — Я восхищаюсь его управляющим Михаилом Соколовым. Он творческий, креативно мыслит. Все задания он придумывал сам, а познакомились мы с ним в «Лавке художников» на Невском. Они с супругой покупали сначала у меня подарки для своих друзей и родственников и для себя. Михаил очень был увлечен Италией, искусством и кухней, даже итальянский язык выучил и пригласил в ресторан повара-итальянца! Он хотел удивлять гостей и придумал украшать тарелки итальянскими пословицами. Например, «Все хорошие повара попадают в рай». А еще он придумал на донышко тарелки наносить схемы, как и что правильно расположить на тарелке, например, ягоды, сливки. Моя роспись стала инструкцией по подаче блюд. К схемам и пословицам я везде добавляла свои рисуночки. Их можно как амулеты рассматривать. Ангел — хранитель, рыба — богатство, птица — счастье, собака — друг. Гадать можно, кому что попадется на обед или ужин.
Тарелки провоцировали разные истории. Официант, когда ему попадалась тарелка с русалкой, нес ее, приложив палец ей на грудь. И это было как счастливый билет! День удался! Гости любили фотографировать тарелки и выкладывали снимки в социальные сети, заодно и ресторан рекламировали. Хорошо, когда еда вкусная, а когда посуда невиданная — память навсегда. Тарелки не продавали, но однажды, когда один из ресторанов сети закрывался, дама, из постоянных клиенток, вбежала туда cо словами «желаю узнать, кто делал тарелки и как найти автора». Ей подарили тарелку с цветной капустой и потом она нашла меня чудесным образом, приехала в гости за автографом!
А потом была история с «Мокко». Там я на тарелках изобразила травку и всякие сорняки. И вот ко мне приходит заказчица, у нее за стеной еще одно заведение, и говорит: «Лиля, делай, что хочешь! Тема — русская деревня, петухи, животные домашние, сельский быт, но только без матрешек». И я развернулась! Лето, а я малюю на больших тарелках что душа просит. Вот счастье! Потом эти тарелки расставили по периметру ресторана между бутылками, и они украсили стену как картины. Ресторан был на Невском, и я водила туда друзей и знакомых показывать свои работы.
Управляющий ресторана «Веселидзе» тоже увлекся моим творчеством и постоянно стал придумывать мне работу. А началось с того, что надо было дорисовать обои. Там в одном помещении были обои с имитацией книжных полок со старинными книгами, и я за два дня их переделала на грузинскую тематику, по теме ресторана. Росписи, надписи, декупаж, и стандартные обои стали эксклюзивными! Во время работы я познакомилась с управляющим, представилась керамисткой, художницей по тарелочкам и — пошло-поехало. Полочки настенные оформила расписной посудой, потом посуда перекочевала на столы, блюда большие, чайники, вазочки! Наш роман длился три года!
В «Веселидзе» часто по утрам приходила одна девушка, однажды ей подали блюдо на белой тарелке без моих рисунков и она очень расстроилась. Оказалось, у нее успех дня зависит от того, c каким рисунок ей принесли тарелку! В «Веселидзе» бывали посетители, которые хотели приобрести мою посуду для себя. Если на тарелке появлялись сколы, то управляющий вешал ее на стену, знаменитые гости расписывались на них вокруг рисунка. Но продавать, нет, не продавали. Только дарили.
Лилия Богатко