Сувениры и канцелярские товары составляют примерно 15% оборота магазина «Подписные издания» и практически 100% того, что мы продаем вне пределов нашего магазина — через партнеров.

Многие считают, что рынок сувениров простой. Делаешь открытку за три рубля, продаешь за двадцать, и все сделанное тобою мгновенно сметают. Это не так, уверяю вас: 99% тех, кто занимается сувенирами, прогорает в первый год. Контрагенты не хотят работать с отсрочкой оплаты или в деньги — берут только на реализацию, а кроме того заставляют держать большой товарный запас, который потом не выбирается. Несколько лет назад достаточно было придумать прикольную фразу и минимально проиллюстрировать ее, чтобы публика скупала все мало-мальски интересное. Сегодня рынок насыщен, покупатели видели всякое, и чтобы новичку закрепиться на этом рынке, ему надо этот самый рынок сильно удивить.

Генеральный директор книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов

Регулярно происходит такое: рассчитываешь на какую-то позицию, а она встает намертво и только украшает собою твой склад, несмотря на все ее художественные достоинства. 

А ведь мы не делаем продукцию небольшими партиями, у нас минимальный тираж — 1000 экземпляров, иначе себестоимость становится запредельной, потому что, в частности, мы стараемся не экономить на качестве материалов. Сырье мы приобретаем часто в ущерб марже.

Придумать что-то, что может хорошо пойти, чрезвычайно трудно. С одной стороны, ты покупателя должен удивить, с другой, нечто концептуальное, сложно выстроенное, рассчитанное на человека с развитым ассоциативным мышлением, обычно в продажах проваливается.

Известно, что в литературе и искусстве сложное доступнее простого. Изготовить простую симпатичную картинку с внятным месседжем, доступным всем, гораздо труднее, нежели что-то заумное, сложное и концептуальное.    

Мы продаем нашу брендированную сувенирную продукцию и канцтовары по всей стране, у нас в Москве работает отличный дистрибьютор. Казалось бы, плохо ли? Но проблема в том, что собственно в Москве, на этом рынке с громадным потенциалом, наша продукция практически не продается. В Москве нет центра города в привычном нам понимании — то есть некого «Золотого треугольника», по которому слоняются толпы любознательных туристов в поисках, чего бы такого купить. В Петербурге у нас на Невском проспекте сувенирная продукция в изобилии представлена в книжных магазинах, это для нас особенно выгодно, потому что мы стараемся, чтобы наша сувенирка соответствовала книжной тематике. В Москве же, допустим, на Тверской — казалось бы, самый центр, самый трафик, — в книжных магазинах сувениры продавать не принято. В Москве книжный — он и есть книжный, это не лавка прикольных подарков. А в традиционных магазинах, как говорят их менеджеры, наша продукция туристам решительно не интересна. Ведь мы ничего не производим, ориентируясь на иноязычного туриста, наш потребитель — персонаж внутрироссийского туризма и русскоязычные граждане других стран.

Сувениры у нас покупают в основном летом, в туристический сезон, пик — в августе. Некоторое оживление происходит на Новый год.  Рынок сувениров — сезонный, и цена опоздания здесь велика чрезвычайно, дорога ложка к обеду. Довольно глупо предлагать всякие «гендерные» сувениры, когда, допустим, 23 февраля и 8 марта уже позади.

И это я еще ничего не сказал о производственных проблемах.

Так что сувениры — это не манна небесная.