Роботы в Мурино останутся навсегда. Застроенное многоэтажными домами поселение под Петербургом одним из первых в России увидело роверов-доставщиков «Яндекса» в деле. Летом ими удивлялись, восхищались и умилялись, а сами устройства (их всего несколько штук) работали весьма уверенно и без инцидентов, не считая редких коммуникаций с выпившими людьми.
До Мурино в России роботы, доставляющие еду вместо людей, уже использовались в Москве и Иннополисе. Кстати, это уже вовсе не тестирование, а полноценное начало эры роботов-доставщиков. В Мурино, например, никто от них отказываться не собирается. Наоборот, численность устройств будет постепенно расти.
Все началось с Хамовников, где «Яндекс.Роверы» (названы так в честь марсоходов) доставляли еду из дарксторов и кафе, в том числе зимой. Клиент сам может выбрать в приложении, чтобы доставку сделал робот.
Yandex.Rovers have completed over 1,500 deliveries to customers, since regular delivery service was launched at the end of 2020. These deliveries were made autonomously and irrespective of weather conditions that vary widely in Russia. https://t.co/9O2zbSzFw0 pic.twitter.com/8T9CFafr5C
— YandexAI (@YandexAI) February 15, 2021
Помимо нескольких регионов России компания выходит на мировую арену роботодоставки. Речь идет о США и Южной Корее.
RTIH (Retail Tech Innovation Hub) уже пишет о том, что «Яндекс» достиг соглашения о многолетнем партнерстве с GrubHub: роверы будут доставлять еду более чем в 250 студенческих кампусах США. Это идеальное место для того, чтобы пищу развозили такие роботы, ведь там нет плотного городского движения и других особенностей, которые могут вызывать неудобства. Услуга станет доступна американским студентам уже этой осенью, когда начнется учеба.
«Вместе с "Яндексом" мы меняем привычки и опыт американских студентов в культуре доставки еды», — передает RTIH комментарий Брайана Мэдигана, вице-президента GrubHub по корпоративным и кампусным партнерам. В его речи звучит слово experience: по сути развозка роботами не меняет суть доставки еды и ее потребления, но позволяет испытать новый опыт и по-новому посмотреть на этот рынок.
Роботы-доставщики развивают скорость до 8 км/ч. В реальности они двигаются значительно медленнее, особенно в городском потоке. Главная причина — безопасность. Робот постоянно осторожничает и притормаживает, когда вокруг люди. Также он может резко остановиться, если вперед пройдет человек.
Движение роверов не регулируется, поэтому, чтобы не попасть в неприятные ситуации, они пропускают и людей, и машины. Даже когда горит зеленый свет, роботы могут подождать несколько секунд, чтобы убедиться, что путь свободен. Поребрики им, кстати, не мешают, они могут преодолевать препятствия в 5-10 см лучше любых уже привычных роботов-пылесосов.
А что насчет похищения роботов вместе с продуктами, которые они доставляют? Наверняка этим могут промышлять какие-то преступники? Нет, эта проблема решается просто: вес робота около 70 кг (так просто не унесешь), при атаке он начнет издавать писк, а еще доставщик оснащен камерами по всей площади и, конечно, датчиком отслеживания.
Когда робот подъезжает к месту доставки, он отправляет пользователя сообщение (уведомление). На этаж он подниматься не будет, пока это слишком сложно. Необходимо выйти, открыть его и забрать заказ. Уложиться надо в 20 секунд, иначе ровер захлопнется и уедет на следующую точку. Такие вот железные нравы.
Сейчас, когда сегмент e-Commerce продолжает быстро развиваться, использование робота может оптимизировать этап «последней мили» в логистике в условиях растущего потока заказов. Ровер может доставлять посылки из интернет-магазинов, продукты и готовые блюда. Его также можно использовать и для транспортировки внутри больших помещений — например, на складах или в торговых центрах.
Нет сомнений, что через несколько лет такие роботы-доставщики станут привычным явлением во всем мире.
пресс-служба компании «Яндекс»