Российские суды продолжают запрещать японские аниме, но число поклонников жанра в России только растет. Преданные фанаты жанра не только смотрят аниме и покупают мерч с любимыми героями, но и сами придумывают и создают собственный произведения ручной работы.
Автором манги «Наруто», одного из самых известных аниме, является Масаши Кишимото. Сёнэн-манга рассказывает о жизни шумного и непоседливого ниндзя-подростка Наруто Узумаки, мечтающего достичь всеобщего признания и стать Хокагэ — главой деревни Скрытого Листа (Конохагакуре/Коноха) и сильнейшим ниндзя.
Манга выпускалась с 21 сентября 1999 года по 10 ноября 2014 года издательством Shueisha в журнале Weekly Shonen Jump. Трансляция аниме-сериала началась 3 октября 2002 года и закончила историю Наруто 23 марта 2017 года 500 серией второго сезона.
Мерч в аниме играет важную роль. Практически каждый поклонник аниме в России имеет в своей коллекции какой-нибудь анимешный мерч: значки, фигурки любимых персонажей, сборные модели, артбуки, дакимакура, одежду с принтами.
Самым популярным местом, где поклонники покупали мерч «Наруто», является Amazon. Есть и специализированный онлайн-магазин Naruto Merchandise, который полностью посвящен вселенной Масаши Кишимото и ведет блог, где рассказывает интересные факты о героях.
В России есть магазин «Индивид», который подписал контракт с TV TOKYO Corporation и получил права на продукцию с любым скриншотом «Наруто».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Те же, у кого нет лицензионных прав, вынуждены придумывать свои вариации на любимую тему. Разные дизайнеры стали делать продукцию ручной работы по мотивам «Наруто». Не имея прав на воспроизведение героев или эпизодов мультфильма точь-в-точь, они вынуждены придумывать оригинальные дизайны, основываясь на образах. Потом пытаются продвигать свои индивидуальные «домашние« проекты через популярную социальную сеть TikTok, что помогает делиться своими идеями «крафтового» мерча с более широкой аудиторией.
Российский магазин NIKI FILINI в 2019 году включил в свой ассортимент продукцию по мотивам «Наруто». Сейчас NIKI FILINI выпускают товары по множеству популярных аниме, открыли четыре магазина в модных местах Москвы — в Центре современного искусства «Винзавод», на дизайн-заводе «Флакон», в Авиапарке и ЦДМ.
Время производства одного худи более семи часов. Только процесс вышивки арта на спине занимает более четырех с половиной часов. Арты и графика бренда создаются креативной командой NIKI FILINI, как минимум, на протяжении месяца. Вся одежда делается вручную в Москве на собственном производстве.
Для успеха в продаже мерча аниме надо быть со своими клиентами единомышленником. Фанаты аниме — не только покупатели, они хотят больше знать о любимых героях, поэтому в инстаграме кроме фото новых товаров есть интересные факты и истории про «Наруто». Поддерживая интерес — повышай спрос.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Когда увлечение превращается в бизнес, приходит время играть по правилам. Конечно, сейчас без всяких авторских прав любой желающий может в сервисах print-on-demand напечатать любую футболку со скриншотом «Наруто». Хотя в правилах у этих сервисов есть указание на соблюдение авторских прав, а у некоторых компаний приведен длинный список брендов, использование которых недопустимо, но в конечном счете смысл послания примерно в следующем: «Пользователь, загружающий на какой-либо дизайн, должен действовать правомерно, в рамках российского законодательства. Получив уведомление о нарушении авторского права, мы быстро удаляем незаконно размещенный контент».
Но когда кустарное производство захочет выйти на более широкую аудиторию, а конкуренты уже озаботились получением лицензии, вопрос авторских прав на использование изображений, как нам кажется, будет проще решить получением этих прав. Ну или же продолжать работать в виде площадки для продажи оригинальных дизайнов в одном экземпляре.
Naruto Merchandise