Дмитрий Мишенин — основатель арт-группы Doping-Pong. В его портфолио — рекламные «олимпийские» образы и сотрудничество с брендами Supreme и Richardson. Цифровой художник, журналист, редактор: на его счету сотни креативных проектов, не чуждо Дмитрию Мишенину и искусство мерча.
– Каким был ваш первый опыт работы с мерчем?
– Миллениум. Федерация экстремальных видов спорта заказала у арт-группы Doping-Pong имидж и фирменный стиль для Стритфеста-2000, спонсором выступала программа MTV «Новая атлетика». Это был один из первых в XXI веке фестиваль для роллеров, скейтеров и бмиксеров. Имидж представлял из себя абсолютно петербургский символ: разведенный мост в окулярах театрального бинокля, а в фокусе – перелетающий с одного крыла моста на другое скейтер. Получился экстремальный и эстетский образ. Как раз для нашего города.
– Что вы почувствовали, когда увидели тираж?
– Приятно видеть свое искусство в городе в виде расклеенных постеров и на футболках, в которые одеты люди. Но, если честно, это казалось само собой разумеющимся ходом событий: мы занимаемся искусством, а оно находило прикладное применение. В ту пору мы были там, где собиралась самая модная молодежь, занятая экстремальным спортом. Все было гармонично.
– «Спасибо деду за победу» вы придумали?
– Я придумал батальное полотно в технике digital-art «Наши деды знали, за что воевали!». Идея оформилась как реклама первого горнолыжного курорта в Петербурге — «Охта-парка». Это был чистейший эпический образ: в центре композиции — дедушка-ветеран в красной шапочке-петушке «Адидас»; по одну сторону от него — его воспоминания о боевой молодости, где он лыжник-диверсант, в лихом полете расстреливающий фашистов из автомата; по другую сторону — сегодняшнее мирное счастье: ясное небо, на фоне которого носятся на сноубордах его модные потомки и внуки поколения «рейв». Иллюстрация наступившего нового благодатного века.
– Громкая история случилась с той рекламой, что вы делали для Олимпиады в Сочи.
– Doping-Pong создали серию картин, которые стали рекламой Олимпийской медиадеревни в Горки-городе. Правда, в историю они вошли как реклама Олимпиады-2014 в Сочи. Я не против. Я всегда мечтал оформить Олимпиаду. Наши картины появились на брандмауэрах величиной с многоэтажку и на автобусах, колесивших по столице, и в виде лайтбоксов, встречавших гостей Москвы в аэропортах. Люди одевались, повторяя стиль героев наших картин. А медийный скандал разгорелся в связи с их якобы тоталитарным содержанием (в изображениях некоторые эксперты увидели намек на образы из фильмов Лени Рифеншталь, другие сочли работу отсылкой к эстетике сталинской эпохи, однако сами авторы картин отрицали все обвинения подобного рода — прим. ред.).
– Насколько мы знаем, вы много сотрудничаете с музыкантами.
– Все, что мы делаем для групп «Нож для фрау Мюллер» и Messer Chups, стало популярным по всему миру. От Европы до Мексики люди пиратским способом печатают футболки с нашими образами, созданными для оформления альбомов этих групп. Да что там футболки! Они украшают тела татуировками с нашими рисунками. Раз где-то есть люди в татуировках и в футболках с твоими символами, значит, ты состоявшийся художник. А если нет, то, вполне возможно, – ты «липа» и «фуфло».
Приятно было увидеть в футболках с нашим дизайном и группу «Новые композиторы». Мы сделали имидж для их нового винила. Моя юность прошла под звуки музыки «Новых композиторов», а потому ребята в образах Doping-Pong — лучшее признание и награда.
– А с иностранными исполнителями вы работали?
– Я рад, что мы можем работать с теми, кто нам интересен. С такими артистами, как Бобби Босолейего трек звучит в фильме Гаспара Ноэ «Любовь». Режиссер Кеннет Энгер пригласил его как композитора для фильма Lucifer Rising. Теперь и в большой поп-оккультной истории оставлен русский след. Это как с Rolling Stones поработать или с Романом Полански.
Футболки, выпущенные с нашим имиджем для 40-летнего юбилея саундтрека Lucifer Rising, были распроданы в США и сейчас являются коллекционной редкостью.
– Вы были не только арт-директором фильма Рашида Нугманова «Игла Remix», но и автором мерча к премьере?
– «Игла Remix» — это экспериментальный фильм моего товарища Рашида Нугманова. Всегда интересно поработать с человеком, на фильмы которого ты ходил, будучи старшеклассником. Это целиком его история. Его и Виктора Цоя. Цоя и Рашида по-прежнему любит народ. Я тут только помогаю.
Фильм и мерч к нему оказались только началом. Потом были и совместные выставки, и недавний выпуск на двойном виниле саундтреков «Иглы» и «Ремикса» с нашим оформлением. Уже вовсю продается релиз.
– У вас есть любимые футболки? Такие, с которыми жалко попрощаться?
– Я храню, к примеру, футболку — коллаборацию Doping-Pong с Supreme и Richardson. Это был 2003 год. Она продавалась в Америке, Англии и Японии. И до сих пор встречаются персонажи, которые надевают ее по праздникам. Наверное, мы были первыми русскими художниками, оказавшимися на футболках всемирно известных брендов.
– Kак сделать сильный образ?
– Мне кажется, не существует рецепта для создания культового произведения искусства. Когда мы делали картину «Салют» или «Олимпийскую серию», я даже на мгновение не задумывался, что это будет чем-то выходящим за рамки того, что мы делали раньше. Я не ждал, что «Салют» окажется всенародно любимым символом. Это дело провидения.
Doping-Pong