Коронавирус изменил рынок мерча. Если сейчас быстро не адаптироваться к новой реальности, кризис можно не пережить. В этом уверен основатель компании Pooblika Олег Агуреев. О том, как пандемия повлияла на работу его команды и какие проекты готовятся к запуску, Агуреев рассказал MerchNews.
Его компания взялась за «коронавирусный» мерч с первых дней пандемии. Примерно тогда же в отрасли начали разворачиваться дискуссии о том, насколько этично предлагать клиентам немедицинские маски в пору, когда люди пытаются защититься от новой болезни. Досталось от коллег и лично Олегу Агурееву за «мерч на хайпе».
На вопрос о том, как он относится к критике, основатель Pooblika отвечает, что никогда не обращал внимания на то, что о нем говорят.
— Если вы вспомните мои первые принты, они очень хлесткие и всегда резонируют, поэтому про нас часто пишут СМИ. Маски же в ряде стран и до пандемии были востребованным аксессуаром, а сейчас это уже часть мировой моды. Мы не выдаем их за медицинские, торгуем с минимальной наценкой, в отличие от перекупщиков медмасок и тех, кто продает их в метро с наценкой больше 1000%. Это просто одежда. Не знаю, к чему тут разговоры об этике. В компании сомнений никаких не было. Как только нам стали звонить из Европы и от крупных брендов, мы сразу начали обсуждать производство, печать, принты и так далее, — рассказал Агуреев.
По его словам, первые заказы на маски Pooblika получила не из России.
— Открою вам секрет, первые запросы пошли от партнеров из Парижа, где они, работая с Европой и арабским миром, давно ввели это в моду как элемент одежды. Дальше к нам стали обращаться наши давние знакомые от федеральных брендов, которые сами попросили сделать им брендированные декоративные маски и антисептики. Средства для дезинфекции, кстати, поставляет тот же производитель с Алтая, который когда-то стал моим партнером по батончикам с брендингом для компаний. Я думаю, товары для защиты еще долго будут в ассортименте, так как нас ждет вторая волна пандемии. И после мы будем поставлять маски на зарубежный рынок, потому что там это востребовано.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В целом, признается собеседник MerchNews, этот кризис не сильно ударил по его бизнесу.
— Для меня каждое новое направление — это вызов, как и для моей команды. Поэтому мы стали делать то, чего раньше не делали. К тому же в апреле бизнес и страна начали жить в новых условиях. К этому пришлось адаптироваться абсолютно всем. Мы не руководим производством, а сотрудничаем с партнерами, поэтому у нас минимум усилий и максимум результата. Pooblika в b2b быстро стала делать те же брендированные маски, пусть и декоративные, антисептики. Мы работали и продолжаем работать. Правда, некоторые процессы пришлось изменить. При этом наша модель бизнеса позволяет обеспечивать работой партнеров-подрядчиков. Что касается клиентов, то они чувствуют себя по-разному. Мы не мониторили рынок, но видим, что работают и делают заказы на мерч и промопродукцию окологосударственные проекты, такси, ритейл.
Пул проектов Pooblika во время пандемии расширился. В рабочем режиме была запущена площадка Pooblika.store. Это магазин мерча, созданного в коллаборации с разными медийными личностями. Сейчас там уже, например, есть коллекции одежды от журналистки Тутты Ларсен и чемпионки мира по версии WBA Светланы Кулаковой.
— Мы закрываем полностью все бизнес-процессы нашим партнерам, им остается только рассказывать про свои бренды и магазины аудитории, каждый сезон и квартал. Также планируем делать капсульные коллекции. Скоро там будет много знаменитостей. Если с этим проектом через год выйдем по выручке на 100 млн рублей, будем рады. Вообще, мы развиваем много проектов, в том числе рекламные, но про это расскажем позже. Пока нет ярких кейсов, — отметил Олег Агуреев.
Говоря о переменах на рынке, бизнесмен предположил, что большинство из них, на его взгляд, необратимы.
— Это постоянный процесс. У кого-то он проходит неспешно и незаметно, у кого-то быстро. Сейчас оказалось, что всем нужно не просто быстро бежать, а телепортироваться в новое состояние. Вернуться к тому, что было раньше, кто-то попробует, конечно. Но выиграют те, кто сможет снова адаптироваться. Для развития любой компании нужны новые вызовы, — считает Агуреев.
Мерч — перспективное направление, уверен основатель Pooblika. Но нужно помнить, что для этого он должен быть живым и востребованным.
— Я вижу, как многие стали использовать слово «мерч», не понимая его смысла. Мы делаем мерч с 2016 года, и его главное отличие — яркие и хлесткие принты, которые так любят наши клиенты и СМИ. Я изначально не хотел заниматься банальным брендированием ручек или маек. Все началось с креатива, людям это понравилось, они стали заказывать разные изделия с нашими фирменными принтами. Когда конечные клиенты покупают вещи или сотрудники компании с удовольствием носят подаренную им корпоративную продукцию — это и есть мерч. То, что оставляет за собой эмоциональный шлейф и положительно влияет на имидж бренда, — уверен Олег Агуреев.
Олег Агуреев