Как от обычной сувенирки прийти к уникальному мерчу, который будут сметать с полок, рассказывает Наталия Новикова, руководитель отдела маркетинговых мероприятий «Яндекса».

Наталия Новикова, Яндекс

 С чего начинался мерч «Яндекса»?

Все начиналось с сувенирной продукции примерно в 2004 году. Тогда пошли наши первые мероприятия для рекламных агентств и партнеров, где мы в конце дарили гостям брендированные подарки. Ассортимент был классическим – антистресс-игрушки, футболки, кружки.

После этого сотрудники офиса стали говорить, что тоже хотели бы такую сувенирку: «Мы фанаты бренда, хотим носить логотип "Яндекса"». И какое-то время компания дарила футболки и кружки сотрудникам. Мы шли путем придумывания новых принтов. Например, были классные футболки «Чёрная кошка в темной комнате» и «Я нерепрезентативен» (после аналогичного высказывания Лены Колмановской в интервью).

Когда число сотрудников перешло за тысячу, много уже не подаришь. И поскольку совпали потребность сотрудников в мерче и наше желание открыть офлайн-пространство бренда, мы начали мерч продавать.

Задачи по производству мерча отдаете на аутсорс?

Нет, работает наша внутренняя креативная группа производства и дизайнеров. Мы делаем то, что нравится самим, что нам нужно, что кажется удобным, полезным. Сейчас придумываем идеи внутри, а затем проводим опрос сотрудников: нравится им или нет. И спрашиваем покупателей: чего еще не хватает, чего хочется.

 

Что появилось таким образом?

Мы все много ходим по офису, носим в руках ноут, телефон, кружку с кофе. Отсюда появились толстовки с карманом для ноутбука. Потом мы поняли, что нужен устойчивый стакан, чтобы не проливать напиток на клавиатуру. Появились октокружки с присосками, которые невозможно перевернуть.

На волне популярности попсокетов выпустили свои – они сразу ворвались в топ продаж. Также хорошо идут стикерпаки, потому что люди любят персонализировать свои гаджеты. И конечно, учитываем сезонность. К лету выпускаем бейсболки, футболки, поясные сумки, бутылки для воды. К зиме – шапки, варежки, шарфы.

В коллаборациях работаете?

Их было несколько. Как-то в музей пришел модный дизайнер Кружок, вдохновился ретротехникой и сделал коллекцию вещей в ретростиле. Также Покрас Лампас раскрашивал наши «Станции». Мы сделали ивент по этому случаю: Покрас приходил к нам, раздавал автографы, одному счастливчику разрисовал торпеду в машине.

Вообще, мы приветствуем коллаборации с интересными художниками или между брендами.

Как подбираете подрядчиков непосредственно для изготовления мерча?

Наши главные требования – профессионализм, качество, лояльность к бренду и готовность работать над каждой вещью до победного. Многие подрядчики нами воспитаны. Я имею в виду, что нам недостаточно просто качества, нам нужно, чтобы каждый шов, каждая петелька, каждое нанесение были сделаны идеально.

мерч Яндекса

Как вы это проверяете?

Нам либо привозят образцы, либо мы выезжаем на производство и досконально выясняем, как лучше сделать. Можем часами выводить краску до того оттенка, который нам нужен. Всегда бьемся за идеал.

А факапы случались?

Да, бывали, потому что в процессе задействовано много людей и машин, сбои неизбежны. Однажды нам привезли партию футболок, у которых ворот был заметно скошен. Выпускали мы их к определенной дате, то есть отложить и переделать было уже невозможно. Смотрим на футболки, понимаем, что ворот очевидно ассиметричен, и принимаем решение обыграть эту особенность. Написали стикеры для покупателей: встречайте нашу футболку, она порадует вас не только качественным материалом, оригинальным кроем, но и ассиметричным воротом. В результате мы получили столько восторженных отзывов. Все восприняли такой ворот как находку, а не недостаток.

Какими тиражами выпускаете мерч?

Мы ориентируемся на спрос. Смотрим, как продавалась вещь в прошлом, заказываем ее сопоставимыми тиражами на будущее. Новые вещи выпускаем малыми партиями и анализируем продажи. Если все идет хорошо, то дозаказываем партию. Например, сейчас с новым «Яндексом» запустили одежду из очень необычного материала (серия «Новая Я»). И народ ее просто смел с полок. Дозаказываем уже в третий раз. 

Какой путь обычно проходит мерч от идеи до вещи?

Коллеги из производства (группа по рекламно-сувенирной продукции) всегда мониторят новые материалы и технологии. Дизайнеры постоянно ездят на выставки, отслеживают тенденции. Потом на общих рабочих встречах мы эти идеи обсуждаем, выбираем, тестируем и лучшие запускаем в пробные тиражи.

Технологи следят за тем, чтобы вся продукция соответствовала требованиям, была сертифицирована, промаркирована и т.д. У нас в отделе очень опытные люди, которые занимаются своими задачами больше десяти лет.

Особенность нашего мерча – вещи должны быть модными и технологичными. Мы контролируем все от и до. Каждую новую вещь стираем, гладим, сами проверяем в эксплуатации. Каждую новую краску или пленку смотрим в нанесении, высыхании, стойкости. То есть идет постоянный исследовательский процесс.

Особенность нашего мерча – вещи должны быть модными и технологичными.

Что из предстоящих новинок можно проанонсировать?

К Новому году мы подготовили коллекцию елочных игрушек. Делаем впервые. Уже готовы первые партии, и они клевые. Игрушки будут и в подарках, и в продаже.

Есть ли шанс у художника с улицы сделать коллаборацию с «Яндексом»?

Безусловно! Можно написать нам через наши социальные сети (инстаграм, фейсбук) или по адресу pr@yandex-team.ru. Можно прийти в музей-магазин. Если человек вдохновлен брендом и заряжен, мы будем только рады.