Идея продавать в магазине «Подписные издания» сувениры и вообще некнижную продукцию под собственной торговой маркой носилась в воздухе, и понятно, что это было неизбежно. Часть покупателей, по виду явно не из нашего города, находилась в вечном поиске сувениров с петербургской символикой. А опыт продаж еще чего-то, кроме книг, у нас был: мы уделяли особое внимание канцтоварам, ввозили многие известные бренды.
Проанализировав рынок, мы увидели, что предложить-то публике, жаждущей увезти из Петербурга что-то на память, особо нечего.
У поставщиков были разве что китайские магнитики не лучшего качества да открытки с очень древними фотографиями, запечатлевшими в лучшем случае ранние девяностые: это было видно — по улицам едут «Волги», «Москвичи», «копейки» и прочие советские авто. Понятно, что такое продавать у себя мы не хотели и решили, что хорошо бы что-то сделать самим.
Соответствующих компетенций у нас не было, и пока мы размышляли о том, с какого конца к этой истории подъехать, в один прекрасный день, лет примерно пять назад, к нам зашла молодая художница Александра Павлова и предложила магниты с исполненными ею и приятельницей рисунками на петербургскую тематику.
Мы ей не отказали, взяли их продукцию на реализацию, магнитики хорошо пошли, мы попросили еще. Саша оказалась не готова: «Ой, не получится, мы с подругой поссорились и больше ничего вместе не производим. Проект закрыт». Я предложил ей что-то делать для нас уже без коллеги: ее рисунки — под нашим брендом.
Так у нас появились первые дизайнерские сувениры «Говори как петербуржец»: герои первых выпусков — греча, кура, шаверма, поребрик (поребрик, кстати, самый популярный мем в этой серии).
Потом Саша сделала рисунок, где изображена чайка с чемоданом, а ниже надпись: «В любой непонятной ситуации лети в Петербург». Фраза эта была к тому времени довольно известна, это был такой ходячий мем, мы его только актуализировали.
Продажи пошли безумные, мы стали раздумывать, как бы расширить ассортимент. Второй наш известный мем «Из Петербурга с апатией и безразличием» придумал я, сидя на каком-то печальном спектакле в Михайловском театре. Это был ноябрь, и происходящее на сцене буквально рифмовалось с атмосферой за окном.
Через какое-то время уже можно было выходить на рынок с оптовым предложением. Обратились, в частности, в «Буквоед», я там несколько лет назад работал, связи сохранились, и наши изделия буквально сразу вошли в топ-10 продаж «Буквоеда» по сувенирам.
Дальше оставалось только расширять матрицу, в том числе за счет канцелярских товаров. Печатали, в частности, тетрадки — сначала на сторонних мощностях, а потом купили станок, который шьет тетради швом наружу. Так шьют в нашей стране всего две компании — мы и поставщик Сбербанка, изготавливающий сберкнижки.
Сегодня у нас в ассортименте больше 500 позиций сувениров, значков и канцелярских товаров, значительная часть которых отправляется в другие магазины не только в Петербурге, но и по всей России. Большая ее часть связана так или иначе с литературной тематикой — мы же книжный магазин. Есть довольно много позиций с изображением персонажей саги о Муми-троллях — мы официальный производитель лицензионной продукции по произведениям Туве Янссон. Не так давно купили права на рисунки Экзюпери к «Маленькому принцу».
Все позиции мы сначала обкатываем на своей территории, и наши контрагенты могут быть уверены в том, что поставляем мы им только то, что неплохо идет у нас самих, неликвид мы рынку не предлагаем.
магазин «Подписные издания»