Митя Харшак — творческий руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, основатель студии «Проектор», которая работает со многими именитыми заказчиками. Харшак рассказал MerchNews, какое место мерч занимает в работе дизайнера и как строится работа в его студии.

— В портфолио «Проектора» очень много работ для музеев и театров. То, что у вас много заказчиков из сферы культуры, не случайность?

— Это правда, значительная часть наших проектов за последние лет пять сделана по заказам выдающихся петербургских культурных институций. Среди них Русский музей, Кунсткамера, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Гатчина», Музей политической истории России, Артиллерийский музей, Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Лофт Проект Этажи. Естественно, мы работаем и с крупными корпоративными заказчиками. И они не менее интересны, чем учреждения культуры. Недавно, например, для оформления нового петербургского офиса компании «Газпром флот» мы выполнили огромную серию работ. Результат —  220 графических композиций, напечатанных через белую секцию по металлизированному картону с зеркальной поверхностью. Дивной красоты история вышла! Но она лежит даже более в сфере графического искусства, нежели дизайна.  Работаем с крупными московскими компаниями строительного сектора. Конечно, мы не замыкаемся исключительно на сфере культуры, хотя, безусловно, именно в Петербурге есть уникальная возможность работать именно с такими заказчиками.

— Различается ли для дизайнера работа с заказчиками из разных сфер деятельности? 

— Я бы сформулировал это иначе — различается работа с компаниями разного масштаба. Со средним и крупным бизнесом работать можно хорошо и эффективно, когда есть прямой контакт с первым лицом, принимающим решения. Во всех случаях, когда  проект завязан на менеджеров, над которыми есть вышестоящее руководство, все становится несколько труднее. Впрочем, последние  несколько лет мне везет взаимодействовать напрямую с первыми лицами компаний, и это в разы усиливает эффективность коммуникации и в конечном счете положительно влияет на качество проекта. Ярчайший тому пример — Инвестиционная компания FortGroup, которая не только входит в число лидеров рынка коммерческой недвижимости в России, но и занимается важным для нашего города проектом — созданием Музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. Мы делали проекты для музея, производили мерч. Управляющий партнер FortGroup Максм Левченко очень глубоко погружен во все вопросы, связанные с брендингом и дизайном. И прямое взаимодействии с ним дает возможность оперативного принятия решений и согласования наших проектов.

Дизайн сувенирной продукции для Артиллерийского музея

— Какова судьба вещей, дизайн которых вы разработали, включая тот же мерч? Клиент получает макеты и на свое усмотрение воплощает их в жизнь?

— Бывает по-разному. Первый вариант — мы разрабатываем проект, согласовываем его с заказчиком, после этого заказчику передается брендбук — свод правил пользования визуальной идентичностью — вместе с электронными файлами. Далее мы не имеем прямого отношения к изготовлению, этим занимаются специалисты на стороне заказчика. Что-то сразу отдают в производство, что-то может быть отложено на потом. Второй вариант — мы берем на себя в том числе и вопросы производства, в частности, так было с серией сумок для Русского музея по мотивам произведений Каземира Малевича. Надо понимать, что мы дизайн-студия, у нас собственного производства нет. Но у меня есть налаженные связи с партнерами, и я понимаю, где будет оптимально по срокам и качеству разместить заказ на те или иные вещи. Иногда по одному проекту у меня могут параллельно работать до пяти типографий.

— Всегда ли заказчик пользуется всем, что вы для него придумали?

— Нет. Как правило, в проект входит проработка применения новой айдентики на различных носителях. Многие заказчики отдельно выделяют сувенирную продукцию в качестве предмета разработки. Но в итоге не все воплощается в жизнь. По разным причинам. Для Кунсткамеры мы, например, придумали очень симпатичные футболки с гравюрами костей, черепов и прочих антропологических штук. Получили хорошие отзывы, но они в итоге используют малую часть из того, что было разработано. Или вот проект для Артиллерийского музея. Дизайн сувенирной посуды для них — это же кайф! Может, я сам запущу эту серию как производитель. Есть клиенты, которые используют почти все. Например, ГМЗ «Гатчина» и Музей политической истории России.

— Можете ли вы вспомнить проект, работа над которым для вас по каким-то причинам была особенной? Особенно интересной или сложной, например. 

— Да, сейчас масштабный перекидной календарь — редкий жанр. Это дорого в проектировании и производстве. Но два года подряд мы делали большие подарочные календари, посвященные творчеству Иосифа Бродского. Там был консолидированный заказчик, с одной стороны — Максим Левченко как инициатор создания Музея, с другой — Музей Анны Ахматовой как хранитель мемориального кабинета поэта. И я придумал  концепцию издания, отталкиваясь от строк Иосифа Бродского в «Речи о пролитом молоке»: «Грустная ночь у меня сегодня. / Смотрит с обоев былая сотня. / Можно поехать в бордель, и сводня — / нумизматка — будет согласна.…». 

Тот самый календарь, который остался без цитаты Бродского про сотню и бордель.

В общем, я зацепился за эти строки, нашел альбом образцов обоев 50-60-х годов ХХ века, которые, гипотетически, могли быть поклеены в «полутора комнатах» Бродских в Доме Мурузи. Далее у меня завязалась дискуссия с Павлом Котляром, одним из идеологов проекта и главным редактором портала brodsky.online, а какая все же это «былая сотня» — дореволюционная сторублевая купюра с портретом Екатерины II или советская купюра до реформы 1961 года? Сошлись на том, что это была, скорее всего, «Катенька». Мы смоделировали ситуацию, когда люди на обоях что-то пишут, приклеивают на фотографии или вырезки из газет, записки, какие-то памятные открытки, и создали целый календарь, построенный на этом принципе с артефактами того времени и отрывками из стихотворений Бродского. Макет был уже почти согласован, но в итоге в Музее Анны Ахматовой коллеги попросили заменить цитату про бордель на что-то более спокойное. Мы убрали строки про «былую сотню», но иллюстрация с купюрой осталась. Такая вот история, которая запомнилась.

Еще могу сказать о важной для меня работе — это ребрендинг Лофт Проекта Этажи, с которыми меня связывает многолетняя история сотрудничества. Никто из дизайнеров не знает «Этажи» так хорошо, как я. И мне было очень приятно, когда в год десятилетия «Этажей» меня пригласили разработать для них проект ребрендинга. Там была забавная ситуация. Когда я презентовал на выбор заказчику две концепции, он сказал: «Как круто! А давай воплотим обе! Только придумаем, как это концептуально обосновать». В итоге мы немного доработали и получили две айдентики — для внешней аудитории и для b2b- и b2g-направлений.

Пресс-конференция, посвященная ребрендингу Лофт Проекта Этажей

— Как у руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург не могу не спросить, какое место в работе со студентами занимает история с мерчем, сувенирной продукцией?

— Мерч — это неотъемлемая часть любого брендингового проекта и корпоративных коммуникаций. И мы в Школе дизайна, разрабатывая со студентами брендинговые проекты, конечно, включаем в них самый различный мерч. Это очень интересно. Мы ориентируем наших ребят на максимально активное включение в индустрию и подготовку к реальной работе. А это то, с чем им придется иметь дело. Ребята старших курсов могут реально производить какие-то вещи для итоговых просмотров, прийти на экзамен в своих футболках, например.

— Правда ли что студенты зачастую более креативны, чем опытные дизайнеры, и порой могут выдать гораздо более крутые идеи?

— Да. Я считаю, что наши студенты в Вышке в сто раз нас круче и интересней, они порой мыслят более остро и непредсказуемо. В них драйв и энергия молодости! С ними будет непросто и очень интересно конкурировать, когда они активно выйдут в индустрию.

— В таком случае заказчикам, которые выбирают нетривиальные решения, это может быть интересно. Но страшно. Начинающий дизайнер — это всегда риск?

 То, что средние и крупные заказчики опасаются доверять масштабные проекты молодым дизайнерам, правда. Но тут дело не в возрасте. У начинающего дизайнера нет «жирного» портфолио, которое даст понять, как работает человек. Но эта проблема решается. Мы в Школе дизайна в Вышке с самых первых лет обучения формируем каждому из студентов профессиональное портфолио. Таким образом, к моменту защиты диплома, у него уже есть увесистый багаж проектов — то, к чему выпускники других школ приходят спустя годы практической работы. Но мы все понимаем, что завоевание репутации и построение собственного имени для дизайнера — долгий и трудоемкий процесс.