Новосибирская компания «Кьюти-дизайн» работает на проморынке более 20 лет. Ее генеральный директор Валерий Бинкин рассказал MerchNews, какие проблемы в бизнесе вскрыл новый кризис и чего хотят клиенты, которые сейчас готовы хоть что-то покупать.
— Прошло несколько недель «коронавирусных каникул» в России. Если не секрет, сколько компания потеряла за это время?
— За апрель падение составило около 80% по отношению к апрелю прошлого года.
— Какие меры вы приняли для того, чтобы минимизировать потери?
— Этот кризис, как и все прошлые, срежет балласт. Я в данном случае подразумеваю неэффективных людей, неэффективные технологии и площади. Мы аккуратно перешли на «удаленку», это было очень забавно, так как вдруг вылезли проблемы, которых раньше не видели. А отсутствие живого общения — это как лупа, которая увеличивает трудности. Так что первая неделя такого формата прошла в борьбе с системой и друг с другом. Но мы поднаторели. Работа с клиентом в нерабочие дни — это отдельная новая песня, которую учит вся страна.
— В 2015 году вы говорили, что тот, предпоследний, кризис подстегнул компанию. Вдохновляют ли трудности на создание чего-то нового?
— Весь проект подарков собственного производства «ЭкоВинчи» зародился сразу после прошлого кризиса как попытка найти свой путь, оторваться от всеобщей демпинговой истерии и пристроиться к другой маржинальности. Слово «вдохновение» тут очень подходит... Трудности подгоняют, подталкивают, подпинывают. Мы сейчас усиленно ищем места в живых отраслях, где нужны наш опыт, знания и оборудование. И это совсем не рекламные подарки. Но это продолжение истории «ЭкоВинчи». Кстати, у нас появилось развитие темы здоровья, мы подключили пробиотики «Биовестин», разработку новосибирских биологов. И наши клиенты вместе с масками, санитайзерами и экранами активно интересуются этим продуктом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— А как до этого была воплощена тема здоровья в ассортименте?
— Натуральные ягоды, орехи, мед, алтайские чаи. Все это у нас есть давно и очень успешно реализуется. Мы предложили клиентам пробиотики, увидев насколько социально ответственными они стали во время пандемиии, не без помощи требований со стороны властей, конечно.
— Есть еще товары, которые сейчас интересны клиентам? Некоторые говорят, что людям вообще сейчас ничего не надо. А другие заявляют о росте спортивных товаров, домашнего текстиля. Как у вас с этим обстоят дела?
— Все так и есть. Одним ничего не надо, они ждут возвращения к активной жизни. Другие присылают огромные запросы, которые испарятся при выходе с карантина, так как в первый месяц после всего этого у руководителей компаний будут другие приоритеты: сырье, зарплата, налоги, аренда... Но у нас есть небольшая и дорогая сердцу часть живых клиентов, это радует. То, что заказывают, — обычный ассортимент, это термокружки, блокноты, кружки с деколью, пакеты.
— Маски и экраны, как вам кажется, останутся в каталогах после окончания пандемии? Есть у этого товара перспективы в мирное время?
— Думаю, это все канет в лету к концу лета.
— В России бизнес с завидной регулярностью оказывается в трудных ситуациях. Для «Кьюти-дизайн» какой из кризисов был самым сложным? Почему?
— Текущий кризис всегда самый сложный, так как не понятно, с какими потерями или приобретениями из него выйдешь.
— Если бы в стране были не «каникулы», а настоящий карантин, было бы легче?
— Было бы все равно плохо — страна не работает и экономика стоит, а в поддержку нашего щедрого государства я не верю и никогда ее не жду.
— Представители разных отраслей сейчас объединяются, пишут письма властям, просят о помощи. Вот, например, агентства публично попросили клиентов отказаться от постоплаты в пользу предоплаты. Есть ли, на ваш взгляд, какие-то вопросы, которые стоило бы сейчас начать решать совместными усилиями игрокам проморынка?
— Я считаю, что мы упустили время для объединения. Нас, рекламно-подарочную отрасль, или, по-взрослому, promotion product, никто не видит и тем более не слышит. Ни власть, ни бизнес. Это для меня очень непростая тема, потому что «Кьюти-дизайн» была одним из пяти учредителей НАРСИ (Национальная ассоциация рекламно-сувенирной индустрии — прим. ред.). Но это уже совсем другая история. Дай бог сейчас осознать нашим молодым коллегам, что наличие сильного профобъединения — это крайне важно.
Напомним, MerchNews продолжает серию антикризисных интервью. В предыдущем материале генеральный директор «Первой сувенирной компании» Ольга Жукова рассказывала, как использовать время простоя для эффективного планирования дальнейшей работы и почему она считает эффективным направление мерча.
Из личного архива