Творчество Васи Ложкина — пожалуй, самое узнаваемое среди современных российских художников. Его забавные картины с котами и старушками разлетаются по интернету вирусными мемами. В его творчестве некоторые видят сатиру, а прокуратура даже проверяла одну работу на экстремизм. Сам художник такое видение упорно и последовательно опровергает, так что в разговоре мы даже не коснулись тем его творчества — пусть зритель решает сам. Зато поговорили о влиянии рок-музыки на изобразительное искусство, об анекдотах и популярном мерче с работами Ложкина.

Обложка для паспорта "Родина слышит"

Кем вы были, прежде чем стать художником?

Кем я был всю жизнь, тем и остался — рок-музыкантом. А рисование картин сопутствовало. Вообще рок-музыка всегда сопровождается какими-нибудь веселыми картинками — хотя бы теми же обложками дисков. Особенно панк-культура всегда подразумевает такой странный юмор, веселье безумное. Так что это вполне органично для меня. Рисовал я давно, просто это не особенно публиковалось. Последнее время за это стали платить, поэтому это стало моей основной работой. 

Сумка "Любишь хард-рок? Люби и холодок!" 390 руб.

А как появился творческий псевдоним?

В далекие времена, когда еще не было соцсетей, были форумы, помните? На форумах у всех были ники — у меня был Вася Ложкин. Потом он перешел в ник в ЖЖ (Живой Журнал, блог-платформа LiveJournal — прим. ред.), потом во все фейсбуки и инстаграмы. Ну и как-то прилипло – вроде, неплохо звучит, поэтому так и осталось. 

Коврик для компьютерной мышки "Чорта лысого вам, а не интырнет" 350 руб.

То есть какого-то прототипа нет?

Нет — может, анекдот был такой забавный. Звонок на радиостанцию: «Нашел кошелек, там десять тысяч долларов и водительское удостоверение на имя Васи Ложкина. Передайте для него, пожалуйста, какую-нибудь веселую жизнерадостную песню!» Может, еще вспомнился Васисуалий Лоханкин из «Золотого теленка» — как-то так.

Свежих анекдотов последнее время не слышно, их выместила культура мемов.

Да, это теперь такой тест на возраст. Если кто-то говорит: «Я по этому поводу знаю замечательный анекдот», значит, человек из прошлой эпохи. Про него говорят: «О, какой старый динозавр».

Футболка "Не время улыбаться" 890 руб.

Ваши картины как раз идеально подпадают под понятие мема, когда подпись является интегральной частью замысла.

Я тут не изобретал велосипеда. Собственно говоря, всегда были плакаты — мотивирующие, одобряющие, высмеивающие что-то или просто информативные. На плакате — картинка и надпись, например, «Ты записался добровольцем?» И эти плакаты тоже были мемами своего рода. У меня примерно так же.

Кого вы бы назвали своими учителями?

Вы имеете ввиду, в изобразительном искусстве?

Да — но, может, и не только.

Я бы мог назвать каких-то рок-музыкантов, скорее. Например, сейчас я был на съемках передачи, посвященной Ленинградскому рок-клубу, где как раз видел Борзыкина, Кинчева, Шевчука, Гаркушу — много замечательных людей, которые подтолкнули меня быть таким, как я есть. Когда я в детстве открыл для себя волшебный мир рок-музыки, то понял свое предназначение. Так что своими учителями я бы назвал рок-звезд — Егора Летова, например. А в изобразительном искусстве — не знаю, не могу сказать.

У группы «НОМ» была юмористическая сценка «Билет в страну Рок-музыка» — вы являетесь членом созданного ими художественного сообщества «Колхуи» (сокр. от «Колдовские художники» — прим. ред.). Как вы с «номовцами» познакомились?

Мы — люди с похожими взглядами на жизнь или, вернее, на искусство. Уже не помню, как это произошло, но мы не могли не познакомиться. Естественно, мы друг друга прекрасно понимаем. Делаем одно дело. 

И в их галерее «Свиное рыло» выставлялись?

Было, да. Ну у меня своя галерея есть, я такой, знаете, индивидуалист. Хотя я к ним с огромной любовью и уважением отношусь, но это немножко не мое, потому что «Свиное рыло» — это очень коллективная вещь. А я люблю быть один.

Как получилось, что вы прямо в центре Петербурга и Москвы открыли по галерее? Это же риск немалый, тем более, в нынешние времена.

В Москве — да, в Питере проще, потому что галерея здесь находится в очень проходном месте (на набережной канала Грибоедова, 15, недалеко от Невского проспекта — прим. ред.). Туда народ все время заходит, она приносит прибыль. В Москве, конечно, нет — там сплошные убытки. Человек, которым этим всем управляет — это не я. У него там офис, он не хочет оттуда съезжать. Как раз с ним разговаривал — он говорит: надо оттуда съезжать (московская галерея находится на Садовой-Спасской улице — прим. ред.). Аренда слишком дорогая в Москве, а в Питере нормально, работаем в плюс. 

При галерее и магазин есть.

Галерея и есть магазин. Там продаются и картины, и сувениры всякие, футболки. 

Я удивлен богатству ассортимента в магазине, очень много разного товара, от кружек до пазлов, которые недавно в продаже у вас появились. Вы сами решаете, на какие именно продукты помещать свои работы?

Нет. Я не сильно занимаюсь этим мерчем — можно сказать, вообще им не занимаюсь. Есть человек Михаил Николаевич Афанасьев (индивидуальный предприниматель — прим. ред.), который занимается галереей, придумывает выставки, издает книжки и делает этот мерч, собственно говоря. Вот такое разделение труда: я рисую картинки, он делает все остальное. Бывает, он со мной советуется, конечно — бывает, я ему что-то подсказываю. Например, я ему сказал: давай значки делать. Наклейки тоже. А так я особенно в это не лезу. 

Маска "Изыди, вирус окаянный!" 150 руб.

Я отметил, что цены на товары совсем не кусачие. Маска за 150 рублей — так везде многоразовые маски стоят. Какие в ассортименте хиты?

Есть у нас еще интернет-магазин — я про него вообще ничего не знаю. И что в Москве лучше  продается не знаю, а про Питер могу сказать. Есть у нас такие маленькие принты на маленьких мольбертиках — вот они разлетаются, их постоянно не хватает. Хорошо продаются, насколько я знаю, футболки. Да все неплохо продается. Могу сказать, что хуже идет — например, подушки. Вот Михаил Николаевич зачем-то их нафигачил немыслимое количество, а они практически не идут. И, по-моему, пледы не пользуются особым успехом, а все остальное понемножку покупается: и книжки, и фартуки, и кружки покупают. Много покупают на Новый год, например, на какие-нибудь праздники в подарок.

Минимольберт "Идешь в туалет..." 250 руб.

У вас есть серия работ про Петербург — почему про этот город?

Я люблю Петербург, я живу в Петербурге (художник родом из подмосковного Солнечногорска — прим. ред.). Мне здесь нравится. 

Подушка "Культурный кот Петербурга". 890 руб.

У города есть свой характер?

Это вопрос, скорее, поэтический, поэтому я лихорадочно сейчас пытаюсь придумать какой-то поэтический ответ. Не знаю. Конечно, Петербург радикально отличается от всех остальных городов. При этом, все-таки он очень российский город. Москва, скорее, какая-то вообще другая страна. Она замечательная, прекрасная, но это не самый красивый город России —– это город вне России. А Петербург — самый красивый российский город. Он имперский, овеян множеством легенд — и в нем присутствует такой местечковый шовинизм, присущий всем городам России, кроме Москвы. «Мы самое это, у нас самое то». Вы в любой город приедете, допустим, в Нижний Новгород, Казань или Новосибирск — и везде вам скажут, что у них там что-нибудь самое крутое. Так же и Питер, он чем-то постоянно гордится. Москва ничем не гордится, потому что она сама по себе Москва.

Подарочный набор стопок. 360 руб.

Как вы считаете, почему ваше творчество так популярно?

Наверное, потому что у меня красивые картинки. А что еще тут сказать? Может быть, потому что оказался в нужное время в нужном месте.

Что у вас в планах?

Планирую большую выставку в Петербурге в конце сентября в «Этажах». Есть какие-то корпоративные заказы — надо, например, сейчас календарь сделать для подразделения «Роскосмоса». Это, скорее, непубличное творчество — мне много приходится делать чего-то такого, что не показывают на выставках, а на заказ, как ремесло. Так что это не творческие планы, а производственные. А дальше план у меня один и тот же — рисовать картины.