Первый в России благотворительный магазин «Спасибо!» работает по принципам социального предпринимательства. Через установленные по городу контейнеры «Спасибо!» собирает одежду у горожан, затем распределяет ее по благотворительным организациям и дает возможность одеться нуждающимся. Часть одежды продается, выручка обеспечивает покрытие расходов организации и ее развитие. Прибыль организации финансирует ее социальные проекты и поддерживает городские благотворительные организации.
Благотворительный магазин (или черитишоп) — это розничный магазин, управляемый благотворительной организацией или группой активистов с привлечением средств на конкретную цель. Благотворительные магазины работают по технологии социального предпринимательства, то есть занимаются коммерческой деятельностью с целью сбора средств на социальные нужды. Как правило, благотворительные магазины реализуют пожертвованные населением вещи. Так как вещи принимают бесплатно, есть возможность организовать работу на льготных условиях, продажи идут по низким ценам, что привлекает к проекту множество заинтересованных.
Цель проекта «Спасибо!» — эффективно использовать ресурс ненужной одежды в большом мегаполисе. Эффективно — это одеть нуждающихся, сделать инструментом сбора средств, сохранить ценное, переделать непригодное. Своими ежемесячными пожертвованиями проект помогает более чем 13 фондам. Огромное количество вещей передают «Ночлежке», организации «Врачи детям», благотворительному фонду «Найди семью» и другим.
Покупатели у «Спасибо!» разные — от действительно нуждающихся людей до безбашенных модников, стремящихся заполучить брендовую вещицу из старой коллекции. Но так или иначе, магазин направлен на благотворительность и экологичность, так что всех все устраивает. С другой стороны, магазин действует как настоящий бизнес-проект, не зависящий от пожертвований. Он самоокупаем, что дает возможность и дальше развивать свою экологичную сеть.
Волонтеров не берут, все работники получают обычную, среднюю по Петербургу, заработную плату. Сложно научиться продавать то, что выбрасывается людьми, и не просесть на такой маленькой детали, как рабочий персонал. Сейчас проект имеет большую команду, около десяти из них занимаются управлением сетью. В «Спасибо!» есть операционный директор, бренд-менеджер, фотограф и другие должности.
PR-директор «Спасибо!» Ксения Чепига рассказала, как работает благотворительный магазин.
Что такое социальное предпринимательство с вашей точки зрения?
Мы собираем одежду через контейнеры, установленные по городу, сортируем ее, часть отправляем в наши магазины (10% вещей). В магазинах мы ее продаем, а выручка обеспечивает покрытие расходов организации и ее развитие. А так как мы ООО, у нас никаких льгот, ничего такого. Поэтому у нас полная аренда, все наши сотрудники получают заработную плату. Всю выручку, за исключением необходимых расходов, отправляем в благотворительные организации. Каждый год мы подписываем договоры с благотворительными организациями города и страны на разные программы. Это все от 10% вещей.
Порядка 60% отправляется на благотворительность. У нас есть собственный центр выдачи вещей — это большой магазин, в котором мы бесплатно одеваем 10 000 семей. Каждый из этих 10 тысяч может прийти к нам 2 раза в год и взять по 15 вещей совершенно бесплатно.
Еще часть вещей мы отправляем напрямую благотворительным организациям. Мы специально сортируем вещи на такую отправку и туда, например, не попадут мини-юбки, а передадим только те вещи, которые им нужны.
Какие-то вещи мы отправляем на переработку. У нас в какой-то момент была своя переработка, но сейчас у нас есть довольно крупный российский партнер по переработке. Из вещей получается регенерированное волокно и из него можно много чего сделать, ту же изоляцию для машин. В самом магазине даже есть собственная целая линейка одежды и сумок из переработанного материала.
Некоторые вещи отдаем дизайнерам, стилистам и вообще стараемся раздать вещи тем, кому они действительно нужны. Например, на создание костюмов для театров. Если нам попадает постельное белье, то мы отдаем его в приюты для животных. Каждой вещи мы ищем применение. В нашем понимании социальное предпринимательство является таким.
Как к вам пришла идея создания такого магазина?
В этом году нам исполняется 11 лет. У нас открыто 8 благотворительных магазинов. В 2010 году мы переняли опыт Европы, где секонд-хенды существуют уже порядка 70 лет. В этих странах благотворительный магазин давно стал устойчивой социальной системой.
Были ли сложности на начальных этапах создания магазина?
К секонд-хендам в России относятся очень скептически, поэтому да, конечно были. Последние 11 лет мы меняем отношение к таким магазинам и, мне кажется, мы далеко продвинулись.
От чего из придуманного пришлось в итоге отказаться и почему?
У нас было много ошибок. Даже сложно сейчас сказать, от чего пришлось отказаться, но, к примеру, от собственной переработки. В какой-то момент мы купили станок для переработки и думали, что мы можем сами перерабатывать. Но для того чтобы переработка была эффективной, нужно несколько станков. У нас был только один, довольно дорогой, поэтому мы свой станок отдали переработчику и пользуемся его услугами. Получилось выгодно всем.
Еще мы открывали огромный социальный магазин, где были минимальные цены, но он как-то у нас не пошел. От него пришлось отказаться и в итоге мы открыли несколько маленьких социальных магазинов. У нас есть несколько линеек, например, ресейл-магазин «TACK TACK», который находится в МЕГА Дыбенко. Это наш совместный проект с ними проект, островок повторного использования, апсайклинга и брендовых вещей с историей посреди гигантского торгового центра. В магазине собраны дизайнерские и топовые вещи и различные вещи из переработки: рюкзаки из бывших баннеров и противогазов, сумки из футболок и так далее. Сам магазин сделан по таким же технологиям: шторки из переработанных пакетов, коврики в примерочных из переработанных футболок.
Еще есть несколько флагманских магазинов, где продаются хорошие, но не брендовые вещи. Есть социальные магазины, где продаются вещи из массмаркета и в них можно одеться на 1000 рублей с ног до головы. И вот они как раз работают у нас гораздо лучше, чем один большой.
Какие вещи чаще всего покупаются в качестве подарка?
Это вопрос, на который сложно ответить, потому что подарки разные, поводы разные, люди разные, выбирают разное. Сейчас пользуются большим спросом продукты из переработки. Это дико популярно. А мы все экологические тренды поддерживаем и считаем, что это важно, что они появляются.
Кто ваш покупатель?
Мы проводили исследование и в основном это были женщины 25+. У нас, конечно, есть мужская одежда, ее не так много, однако и мужчины тоже к нам заходят. Но наш основной покупатель — это экологично ориентированные женщины.
Часто ли вам приносят дорогие и модные вещи?
Наш контейнер собирает тонну вещей в неделю. У нас стоит порядка 130 контейнеров по городу. То есть вы можете себе представить, какой объем одежды у нас есть. Из всей этой одежды брендированной продукции получается около 3%.
Какие вещи берутся на продажу и какие отсеиваются на переработку?
У нас есть перечень критериев и разная продукция в разных магазинах. Во флагманских будут находиться вещи, отобранные по высоким критериям: почти новые, хорошее качество, известные бренды, супероригинальные. В социальных магазинах будут вещи более низкого качества, из массмаркета, может быть с незначительными погрешностями. В переработку отправляется все, что можно переработать. К примеру, вещи из кожи не перерабатываются и их мы не отправляем.
У нас есть шоперы, которые называются «шоперы лояльности», потому что по ним скидка в «Спасибо!» всегда 10%.
Вы говорили про ваш мерч. Как пришла идея и насколько он популярен среди покупателей?
У нас есть шоперы, которые называются «шоперы лояльности», потому что по ним скидка в «Спасибо!» всегда 10%. То есть не нужна никакая карта, мы против пластика, у нас нет флаеров лояльности. Есть шопер, который можно купить в самом магазине и ходить с ним за покупками, а в нашем магазине с ним можно получать скидку. Он пользуется огромной популярностью, мы постоянно продаем его.
Что касается одежды из переработки, мы пробовали делать разное. В целом она тоже пользуется популярностью, но у волокна разные свойства. Было несколько попыток. Получалось, что какие-то вещи не очень презентабельно выглядели. Мы сейчас продолжаем работать над этим.
Есть линейки из переработки, есть линейки, сделанные дизайнерами, но они в одном экземпляре.
Приходят ли к вам авторы вещей и просят продавать свою продукцию?
Конечно. Мы поддерживаем огромное количество таких авторов. У нас даже есть человек, который занимается работой с хендмейкерами. Мы отдаем, к примеру, все ненужные джинсы проекту «Jeans Revision», где шьют из старых джинсов новые классные вещи. Мы сотрудничаем с кем только можно. Кому-то отдаем вещи, у кого-то берем продукцию для продажи в магазинах. У нас есть друг Лида Пиви — экологическая активистка. Вместе со своей мамой Антониной она создает экопродукцию: мешочки, бахилы, маски и так далее. Все это также можно найти у нас. В самом магазине есть экологический стенд, где можно найти огромное количество экотоваров.
Какие самые неожиданные вещи вам приносили?
К примеру, автограф Никулина. Миллион всяких вещей постоянно приносят и чего там только не было.
Дарья Михонова
«Спасибо!»