«Нива» стала самым дешевым электрокаром в мире. Постарался немецкий стартап Schmid GmbH, который разработал систему Elantrie, позволяющую превращать любой бензиновый автомобиль в электрический. Наценка за такую машину будет серьезной: почти 20 тысяч евро или около 1,7 млн рублей. Обычный бензиновый вариант в России можно купить почти в три раза дешевле. Но зато на топливе владелец сильно сэкономит. В среднем владельцы «Нивы» тратят на бензин 274 тысяч в год, а электрический агрегат обойдется им в 101 тысячу.
Электрическая «Нива» от немцев — это еще один шаг к неожиданному возрождению модели, которая на глазах из откровенного мема превращается в востребованный транспорт. Жаль, этого уже не увидит основатель клуба Lada Niva (niva4x4.ru) Алексей Ермолов, который мечтал о возвращении бренда в Россию (об этом чуть позже).
А что, кто-то увозил марку из страны? Да, и такое было. Давайте разбираться, что произошло с культовым брендом, как за него боролась группа поклонников модели и почему гаишники останавливают новую «Ниву» из-за ее (только не смейтесь) красоты.
В СССР умели делать красивые машины, но в мировую историю, пожалуй, вошла (а может и слегка вляпалась) именно «Нива». Это был первый автомобиль в своем классе — компактные кроссоверы с несущим кузовом. Тогда, правда, слово «кроссовер» не использовали, ведь было это почти 45 лет назад. Удивительно, но с тех пор внешне машина практически не менялась до недавнего времени. Все тот же «рубленый» сельский парень.
Праотцом автомобиля можно считать председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Он поставил задачу сделать машину для села и деревни. У городских ведь есть «Жигули», значит, нужно и другие слои населения обеспечить. Дизайнер Валерий Семушкин задумал машину, на которой не стыдно ездить по городу, но при этом она обладает внедорожными качествами. Отличное определение кроссовера. Семушкин на десятилетия опередил время, предугадав вкусы россиян в XXI веке, ведь именно о городской машине с внушительным клиренсом мечтает большинство автомобилистов.
Прототипы тестировали в строжайшей секретности, а пилоты должны были говорить, что испытывают новый румынский внедорожник. Видимо, союзные автопромышленники думали, что изобрели что-то революционное. В какой-то степени так оно и было. Проходимость плюс комфорт городского автомобиля (по тем временам) сделали свое дело, а мировые бестселлеры в этом классе — Suzuki Vitara и Toyota RAV4 — появились через 10 и 20 лет соответственно.
Уже в конце 70-х «Ниву» продавали в ста странах мира — от Греции до Эквадора. Модель стала популярна даже в Японии, где советские машины никогда до этого не продавались.
Постепенно появлялись клубы поклонников — такие и сейчас функционируют в Германии, Франции, Великобритании и, конечно, России.
Как и у любой культовой вещи, есть и мерч. Самый популярный вариант использования — изображение самого автомобиля и какой-нибудь слоган с юмором в духе «НИВАважно где дороги». На разных сайтах по продаже товаров с принтами по запросу «Нива» можно найти более тысячи различных товаров.
Есть у этой модели и довольно безумные достижения: в 1998 году машина добралась до высоты 5200 на Эвересте. Другой экземпляр 15 лет отработал на российской станции в Антарктиде.
В 2001 году фанаты марки узнали тревожную новость. АвтоВАЗ передал права на торговые имена Niva и «Нива» компании General Motors. Точнее, совместному предприятию под названием «GM-АвтоВАЗ», которое принялось выпускать машину Chevrolet Niva, внешность которой существенно отличалась от оригинала. Автомобили с классическим экстерьером продолжали выпускать, но теперь они назывались Lada 4x4.
В 2006 году появилось движение «Вернем "Ниве" имя», одним из главным сторонником которого стал основатель клуба niva4x4.ru Алексей Ермолов. Долгое время люди собирали подписи, писали обращения и боролись за то, чтобы их любимой марке вернули название. В 2018 году Ермолов умер, а в конце 2019-го автомобильный мир поразила новость: «АвтоВАЗ» все-таки сделал это! Бренд возвращен. Было объявлено, что с 2021 года новые машины снова будут выходить под названием Lada Niva. Автомобили с классической внешностью получили приставку Legend. Также вышел рестайлинг Chevrolet Niva, машина получила название Lada Niva Travel и достаточно необычный внешний вид. Многие восприняли такое обновление, как большой шаг вперед в плане дизайна. На специализированных форумах владельцы такого авто стали писать, что теперь гаишники останавливают их, чтобы спросить, правда ли это «Нива» и сколько стоит такая модель.
Летом 2021 года «АвтоВАЗ» в честь своего 55-летия объявил о планах по созданию новых автомобилей. Похоже, Niva превратится в кроссовер C-класса на основе Dacia Bigster. Это уже совершенно другая внешность, но для фанатов классики продолжается выпуск «легенды». А если немецкий стартап, превращающий российские машины в электрокары, станет массовым, то бюджетный авто с узнаваемой внешностью чаще будет встречаться и в Европе.