— Если вы обожаете делать подарки и предновогодняя беготня по магазинам — ваше любимое занятие, смело идите работать в отдел маркетинга, в то его подразделение, что занимается «сувениркой», — говорит руководитель отдела маркетинга компании «Максидом» Татьяна Александрова. — В любом случае выйдет толк: либо ваше хобби, ставшее работой, начнет приносить вам не только удовольствие, но и заработок, либо вы излечитесь от расточительного увлечения аккурат под бой курантов. Когда от шуршания нарядных свертков вам нестерпимо захочется убивать.
Два кошмара вместо одного
В «Максидоме» принято дарить подарки два раза в год: на день рождения компании в октябре — сотрудникам, и на Новый год в декабре — партнерам и снова сотрудникам. Всего-то семь тысяч подарков: оригинальных, актуальных, полезных, отражающих главную миссию компании, которые одинаково нравятся продавцам, закупщикам, кассирам, юристам, собственникам компаний, производственникам, рекламщикам, аналитикам — всем. Что может быть проще, правда? При этом ни в коем случае нельзя забывать о разнице культурных традиций, царящих в регионах назначения подарков.
Портвейн и колода карт в мусульманскую Казань, да вы в своем уме? И что это за полуголая кукла с шестью волосками на голове, мы тут в Екатеринбурге ничего про Масяню не знаем! Вот как, по-вашему, я понесу набор для настольного тенниса в администрацию?! Там же подумают, что мы намекаем на чиновничий пинг-понг и обидятся! Послушайте, а можно мне выдать деньгами?..
Два раза в год отдел маркетинга до потолка засыпан образцами, цветопробами, обечайками, футболками, трижды постиранными для проверки стойкости краски, из-под которых едва видна маленькая головка замученной сотрудницы.
Три года назад она зачем-то сказала, что очень любит делать подарки.
Наказание за креатив
За историю «Максидома» дарилось, кажется, все — от брендированных кружек до шерстяных носков с эксклюзивным дизайном. Поэтому на креативных мозгоштурмах свежие, еще не битые сувениркой сотрудники быстро теряют инициативу, когда на их «а давайте..?» старожилы хором отвечают «было!». Можно, конечно, в упадке творческих сил обратиться в агентства за готовыми решениями. Но листая их презентации, понимаешь, что упадок — понятие относительное.
На 21-летие «Максидома» сувенирная концепция родилась легко: карточное «очко» и портвейн «777» (7+7+7). Мы решили, что было бы здорово «вписать» в знаменитую колоду «Русский стиль» весь топ-менеджмент компании и добавить к набору не менее знаменитый портвейн (разумеется, мы не собирались травить коллектив «тремя семерками», речь шла о замене этикетки и стилизации ее под советский алкогольный хит). Кто же знал, что в руководстве компании, от которого зависит согласование концепта, окажутся разом и ценитель хорошего портвейна, и знаток правильных карт? Поиск 3500 бутылок портвейна и прочного, но гибкого картона, а также художника, который быстро нарисует портреты незнакомых ему людей в исторических костюмах — это история, полная слез, нервов и боли. И вот за две недели до праздника весь отдел маркетинга, изображая из себя карточных шулеров, удовлетворенно тасует образцы. «Не годится, — резюмирует главный цензор, мастерски делая врезку (это когда колода делится надвое и одна половина «врезается» в другую), — слишком толстый картон, меняйте».
Как мы создали легкий дефицит портвейна в Петербурге, мучительно выбирая между двумя марками уже после того, как в город въехали две фуры с ящиками, как клеили этикетки на бутылки, как потом переклеивали, как упаковывали, чтобы ни одна не разбилась в пути, я даже рассказывать не буду.
Успели. И получили разнос на корпоративе — за попытку споить коллектив.
Начинать надо было раньше!
Главное заблуждение ответственного за «сувенирку»: если начать готовиться к празднику на следующий день после его окончания, все пройдет как по маслу. Пробовали — не работает. Потому что это у вас все заранее, а у подрядчика — вагон времени впереди. Поэтому он будет долго делать пробы, считать смету, пропадать с радаров на неделю, говорить про то, что «это заказ из Китая, не менее 60 рабочих дней», и вы все равно получите тираж в последний момент. Будете лично проверять каждую лампочку на трех тысячах гирлянд, потому что поставщик прислал брак, искать потерянную транспортной компанией паллету с полусотней подарков, вручную упаковывать триста «офигительных наборов отверток» — сперва в деревянные коробки, потом в обечайки с Масяней, и даже зашивать дыру на виповском пледе, который решил посмотреть сам председатель совета директоров…
Апогеем, конечно, стала история с календарем «Отмаксидомь квартиру», нарисованным Олегом Куваевым. Комикс с Масяней и Хрюнделем проверили раз сто. Потом сделали численник, еще сто раз проверили. Потом совместили комикс с численником и отдали в типографию, сто раз проверили сигнальный образец, повесили его на стене. Получили тираж и развезли по всем городам и весям.
Через неделю сотрудница бухгалтерии, остановившись у настенного календаря, деликатно задала вопрос: а что означает это слово — «отфоПошопила»?..
3500 палочек черной гелевой ручкой, превращавших букву «П» в букву «Т», — и нет проблемы.
Пустяки.
Разве что на стене кабинета генерального директора эту палочку было рисовать немного неловко.
Закон Мерфи
Сувенирка — это лучшая демонстрация закона Мерфи. Можно быть уверенным в том, что ты предусмотрел абсолютно все и абсолютно ко всему готов, и в финале идти рисовать палочки, исправляя косяки. На первый раз это кажется совпадением, на второй — твоей персональной невезучестью, на третий ты всерьез задумываешься о том, что кто-то из вас проклят: лично ты, компания, в которой ты работаешь, или индустрия подарков в целом.
А на четвертый проснется азарт, и ты начнешь делать ставки: что именно пойдет не так в этот раз.
Я, кстати, поставила на красное, которое окажется рыжим. Такого еще не было.
Хотя… Нет, и это — было!..
«Максидом»