Руководитель проекта «Брошечная им. Билла Трейлора» Николай Уренцев рассказал MerchNews, как и почему деревянные брошки ручной работы с рисунками на темы мировой культуры становятся сувенирами.
— Делать брошки по мотивам произведений искусства мы с моей компаньонкой Олесей Лукониной решили отчасти случайно. Было несколько вариантов того, что мы хотели бы делать, но, перебрав их, пришли к тому, что искусство нам всегда было интересно. Плюс сами ощущали острую нехватку качественных музейных сувениров, особенно если сравнивать с тем, что предлагают в Европе.
Для нас было важным, чтобы мы сами могли изучать эту тему и рассказывать людям обо всяких милых, странных, диких вещах. Мы сами очень любим наивное искусство (Билл Трейлор, в честь которого назван проект, — американский художник-примитивист), ар брют у нас в фаворитах.
Мы пытаемся снять с искусства налет элитарности и сделать его веселее и ближе: у людей не должно быть страха подступаться к искусству по той причине, что оно якобы «не для всех».
Основные каналы распространения нашей продукции — это оптовые продажи и реализация через магазины. На это приходится около 90% производимого нами. Также мы участвуем в маркетах и фестивалях, но это скорее для того, чтобы выйти в поле, протестировать новые модели, получить обратную связь и советы, ну и пообщаться с покупателями, учитывая специфику наших брошек.
Работа выполняется вручную, требования к качеству очень высокие, и поэтому количество брошек, которые мы можем выпустить, ограничено. Первые два года мы просто пытались обеспечить текущий объем для партнеров.
Первыми магазинами-партнерами были питерские «Порядок слов» и «Подписные издания» и московский «Примус Версус». Работа выглядела примерно так: мы делаем брошки месяц, приходят заказы от трех магазинов, мы отгружаем все подчистую и начинаем заново. Потом появился московский «Гараж», объем увеличился на 25%, мы начали думать о расширении и оптимизации. Потом пришла сибирская сеть Inspire. В этом году мы впервые оказались в ситуации, когда можем спокойно отгружать любой заказ в течение пары дней и готовы приступать сами к поиску партнеров, так как у нас есть достаточное количество продукции на складе. Сейчас в первую очередь нас интересует сотрудничество с музеями, в том числе зарубежными.
Чисто петербургских брошек, если брать сюжеты, у нас нет. Отличие Петербурга от других регионов, пожалуй, в том, что заинтересовать может все, что угодно. Возможно, на Ахматову тут чаще поглядывают, но это лишь предположение.
Оптовые партнеры у нас по всей России — заказы идут из Москвы, Смоленска, Иркутска, Новосибирска, Томска, Хабаровска и др. Также мы работаем с Королевским музеем Брюсселя, были заказчики из галереи современного искусства в Сеуле и посольства Катара в России. Мы небезуспешно ездили на ярмарки в Литву, Эстонию и Финляндию. С октября по январь на брошки наибольший спрос, как, наверное, и у любой сувенирной продукции. А спад — в июле и августе, в эти месяцы мы стараемся придумывать и разрабатывать что-то новое, ездить на ярмарки в другие страны.
Если говорить о нашей основной коллекции, то параметр удачности и успешности очень условный, для нас это отчасти образовательный проект, и нам радостно видеть динамику: как самые известные авторы начинают уступать место менее популярным, забытым художникам. Недавно мы провели большую работу и выпустили коллекцию, посвященную художницам, которые известны лишь узкому кругу.
Обычно после старта новой коллекции хуже всего идут неизвестные авторы, какие-то совсем дикие образы или странные сочетания цветов, но через несколько месяцев к этим моделям привыкают и начинают обращать на них внимание. Из каждой коллекции процентов 10% в итоге мы решаем снимать, остальное находит клиента. Ну и конечно, есть бесспорный топ, который держится уже третий год и который в основном мы предлагаем нашим оптовым клиентам как беспроигрышный вариант.
Мы с радостью берем корпоративные заказы, на это приходится около 30% нашей загрузки. Чаще всего это проекты, связанные с большими историями в сфере культуры. Этой весной отгрузили крупный и очень красивый заказ в рамках Петербургского международного экономического форума для Катара. Это можно назвать удачным кейсом, так как заказчик, хоть и попросил сделать все в очень сжатые сроки, полностью нам доверился в плане производства и ответственности за эстетику, за подбор цветовых сочетаний. На выходе получилось очень круто и стильно. Также из крупных заказчиков у нас были Aviasales, издательство «ЭКСМО», сеть магазинов «Передвижник», фестиваль «О, да! Еда».
Мы очень любим образовательные проекты, маленькие независимые издательства и музеи, для них у нас есть специальные условия сотрудничества. Так, мы делали брошки для издательства «Клаудберри», книжного магазина «Порядок слов», Музея сновидений Фрейда, художницы Алины Корытовой, школы «Юниум».
Мы внимательно следим за теми, кто работает в нашей нише. Знаем, что в Штатах есть проект, который специализируется на металлических значках, посвященных искусству. В России есть компании, которые делают значки с самыми раскрученными на данный момент художниками вроде Ван Гога или Фриды, но все это главным образом в качестве отдельных моделей среди других персонажей — например, комиксов, мультгероев и мемов. Были симпатичные ребята K-Z-M-R, которые специализировались на супрематистах, но они куда-то пропали.
А вообще, насколько мы знаем, мы единственные в России производители такой узкоспециализированной тематической продукции и точно одни из лучших, кто может сделать очень качественный продукт ручной работы по невысокой цене. Но гипотетическую конкуренцию мы приветствуем, она позволяет держать себя в тонусе и работать лучше.
Брошечная им. Билла Трейлора