От рэпера Элджея до космических войск США: в 2021 году люди и компании бросились массово выпускать NFT-токены. Сейчас объясним, почему это новая эра в коллекционировании и кто зарабатывает миллионы на модном тренде.

Что такое NFT

Если говорить совсем простым языком, то NFT — это цифровое подтверждение (сертификат), что вы чем-то владеете. Это «что-то» может быть совершенно разнообразным: от картинок и гифок до игровых миров и доменов.

NFT пришел из мира криптовалют. Дословно аббревиатура переводится как невзаимозаменяемый токен (от non-fungible token). Обычно валюты (и криптовалюты) заменяемы. Например, все рубли в вашем реальном или онлайн-кошельке одинаковы. Один можно легко заменить другим. Потратили — получили — а рубль как был рублем, так и остался.

Но есть уникальные вещи. Например, все понимают, что есть оригинал «Джоконды», а есть копии. Оригинал всегда один, другого никогда не будет. Для доказательства этого есть правовая база, с помощью которой можно зафиксировать, что из реальных произведений искусства подлинно, а что нет. А как быть с цифровым искусством?

Как раз чтобы фиксировать на него права и придумали NFT.

 

Первая волна NFT: котики и панки 

Сначала это было что-то вроде шутки — развлечением криптовалютных гиков. 

В 2017 году появилась игра «Криптокотики» (CryptoKitties), созданная на блокчейн-технологии Ethereum. Нужно было покупать и разводить виртуальных котят, которые продавались за эфириум — это вторая по популярности и капитализации криптовалюта в мире после биткоина. Игра была такой вирусной, что платформа даже перестала справляться с транзакциями. Однако уже в 2018 году о котиках забыли, потому что криптовалюты резко упали в цене.

medium.com

CryptoPunks тоже появились в 2017 году. Художники из студии Larva Labs создали 10 тысяч цифровых портретов весом 8 бит каждый. Хотя на самом деле создали их даже не художники, а алгоритм, выдавший миру легендарных криптопанков. Художники лишь немного их доработали. Каждое изображение — это всего 24x24 пикселя, зато у каждого панка есть атрибуты: аксессуары, цвет кожи и глаз, а также другие признаки. 

coindesk.com

Считается, что CryptoPunks были первыми NFT, но есть и противники этого мнения, утверждающие, что первопроходцем стал проект Etheria в 2015 году. В нем можно было купить участки виртуальной земли и заниматься на ней строительством.

Не удивляйтесь, виртуальные вселенные — одно из привычных явлений в мире NFT. В разных мирах можно создавать персонажей, обзаводиться землей, строить дома и обставлять их купленными NFT-предметами, в том числе вешать на стены изображения с «панками».

Стоят они очень дорого — от десятков тысяч долларов до миллионов. Это не шутка, просто панки успели стать культовым объектов коллекционирования. Их даже продают на аукционе Christie’s, откуда теперь могут поступать вот такие сводки новостей о продажах: «$103,4 млн за Пикассо, $93,1 млн за Баския, $70,4 млн за Моне, $17 млн за криптопанков».

Многие крутят пальцами у висков и называют NFT мемом, вышедшим из-под контроля.

 

Вторая волна NFT: цифровое искусство и спорт

Другие критикуют NFT, называя модное увлечение пузырем, который скоро лопнет. Или, возможно, уже лопнул, ведь в конце весны началось падение криптовалютного рынка, а вместе с тем начал угасать интерес к невзаимозаменяемым токенам.

Волна интереса к NFT вернулась зимой 2021 года. В феврале художник Кристофер Торрес продал NFT своего знаменитого Nyan Cat за $580 тысяч. 10 лет назад кошка с телом печеньки, оставляющая радужный след, стала большим мемом в сети, а теперь ее автор превратился в состоятельного человека благодаря NFT.

 

 

В марте интернет-художник Beeple продал картину Everydays: The First 5000 Days за $69 млн. Это рекордная цена за NFT, и к тому же третья по величине аукционная цена за картины живых художников. Дороже только Джефф Кунс и Дэвид Хокни.

Christies.com

Основатель Twitter Джек Дорси продал первый твит в истории соцсети за $2,9 млн в виде токена.

Эти инфоповоды и рост рынка криптовалют в целом подтолкнули цифровых художников со всего мира создавать NFT. Так специализированные платформы заполонили как действительно интересные работы, так и миллионы гифок и картинок, не имеющих ничего общего с искусством.

Появились NFT-коллекционеры, которые скупали работы художников, считая это отличной инвестицией.

О выпуске своих токенов заявляли самые разные деятели: от рэпера Элджея и группы «Мумий Тролль» до космических сил США.

А больше всех преуспела НБА, первая из классических организаций увидевшая в NFT гигантскую коммерческую составляющую. Карточки с игроками пришли на замену (или в качестве дополнения) настоящим карточкам, которыми коллекционеры увлечены уже не один десяток лет. Один коллекционер отказался продавать NFT-карточку с игроком Зайоном Уильямсоном за $1 млн!

В целом же рынок NFT заметно падает вместе с криптовалютами. Если в мае еженедельные торги могли составлять $170 млн, в июне оборот упал на 90%. Но это нормальная ситуация — первоначальная истерия всегда сменяется падением, а затем рынок постепенно нормализуется.

NFT стоит воспринимать как феномен. В том или ином виде это явление представляет собой то, как люди будут владеть вещами в будущем.

Пока же никакого владения фактически нет, ведь рынок NFT по сути не регулируется. На этот счет есть отличный фрагмент из книги про Карлсона (не переживайте, это не касается Ольги Бузовой). 

Карлсон пытается продать Малышу свои большие пальцы, на что Малыш спрашивает, как он собирается без них обходиться. Ответ авантюрного персонажа гениален: «Да я и не собираюсь обходиться. Они останутся у меня, но будут считаться твоими». 

Примерно так пока и работает NFT, так что этому перспективному явлению предстоит еще долгое развитие, чтобы быть массово признанным и не восприниматься, как мем.