Пока одна часть человечества придумала закладывать салфетку за воротник, чтобы пища не попала на одежду, другая часть, движимая коммерческой жилкой, специально начала наносить на футболки и платья еду. В виде принтов, чтобы носитель такого мерча мог без слов объяснить окружающим свои вкусовые предпочтения. Иные производители идут еще дальше, наделяя запахом еды, казалось бы, не приспособленные для этого товары.
Разумеется, легче всего раздобыть разнообразный мерч от глобальных сетей питания — в таких вещах заметен намек на поп-арт Энди Уорхола, первым возведшего доступные продукты питания в ранг культа.
Гигант фастфуда McDonald’s идет в ногу с модной индустрией, создавая коллекции совместно с деятелями поп-культуры. Скажем, в прошлом году вышла коллаборация с популярным рэпером Трэвисом Скоттом, где он, среди прочего, признался в любви к четвертьфунтовому чизбургеру с картошкой.
Этим летом участники самого популярного бой-бэнда планеты BTS вручную нарисовали автопортреты в виде блюд из McDonald’s — бургеров, картошки, мороженки, — а компания нанесла принты на белые футболки для коллекции Saucy.
Для другой коллекции Melt использован дизайн главного летнего хита BTS со съестным названием Butter — там присутствуют футболки, штаны, носки, шляпы, тапки и сумки с бургерами, сочащимися тающим маслом, и прочими не очень полезными, но обезоруживающе вкусными продуктами.
Российские сети фастфуда почему-то не очень развивают направление мерчандайза — а было бы круто увидеть в продаже коллекцию, которую боец ММА Василий Усанов придумал для сети блинных «Теремок». Паутинчатый принт в стиле логотипов дэт-метал групп выглядит приятной, но чересчур смелой неожиданностью для фирменной футболки, потому коллекция осталась только в виде фотопроекта.
К сожалению, пандемия внесла поправки в рацион многих — и потому что зловредный вирус влияет на вкусовые рецепторы, и потому что карантинные меры мешают приобрести любимые продукты. Дизайнер Ник Бентель просидел взаперти полтора года, питаясь преимущественно пастой пенне Barilla, прежде чем ему пришла в голову идея превратить свой обеденный кошмар в предмет мерча. Так на свет появилась сумка в виде фирменной коробки макарон, которую автор украсил ручкой и гламурной цепочкой. Интересно, как отреагирует на такое нелепое сочетание итальянская компания-производитель, которая придумку не благословляла.
С известными брендами понятно — индустрия мерча охватила даже несуществующие марки. Фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» породил культ в буквальном смысле — по его следам появились футболки не только с героями картины, но даже с эмблематикой упоминаемой там, но не существующей в реальности бургерной Big Kahuna. Производители футболок KentZonestar не забыли, разумеется, сделать слоганом одобрительный панчлайн от героя Сэмюэла Джексона: «М-м-м-м… Вкусный бургер!»
Еще большим богатством принтов может похвастаться ресторан быстрого питания The Krusty Krab, детище Юджина Крабса из подводного городка Бикини Боттом, где происходит действие мультсериала про Губку Боба Квадратные Штаны. Одежду самых разных производителей украшают то блюда оттуда, то эмблематика, то мультяшные работники ресторана.
Некоторые посещают магазины IKEA специально, чтобы отведать в тамошних ресторанах фирменные фрикадельки — по мотивам своего популярного продукта шведская компания товаров для дома выпустила свечку с узнаваемым ароматом. Да-да, фрикаделек. Так IKEA отметила 10-летие своей скидочной программы IKEA Family: 1925 свечек, источающих мясной запах, будут распространяться с 6 по 11 августа среди участников юбилейной лотереи.
Несколько раньше подобную инициативу проявила компания KFC, выпустившая свечки с ароматом фирменного соуса, и сеть пончиковых Dunkin’ Donuts, чья сладкая продукция пахнет несколько менее вызывающе. Запах пончиков распространяют и духи компании Demeter, которая вообще специализируется на необычных ароматах — например, мокрого асфальта или кошачьей шерсти.
«Мы — это то, что мы едим», — производители мерча сумели сделать афоризм зримым и даже обоняемым. Чтобы не отставать от тенденции автор этих строк собирается заказать футболку с тарелкой борща — а там, глядишь, и парфюм такой появится. М-м-м-м…