Несколько лет назад художник Анатолий Белкин совместно с петербургской галереей дизайна bulthaup выпустил серию футболок с собственными рисунками. «Искусство выходит на улицу», — так она называлась. Белкин уверен, что футболки — это «поле невероятной деятельности». На которое он ступать, правда, больше не собирается. 

— Вот, осталось несколько футболок. Моих любимых из той серии, правда, нет. Все разобрали. Пророческая вещь была с каплей нефти. И еще футболка с надписью «В наше время было другое время». Здесь очень много смыслов. Мне кажется, это хорошо. Еще была с черным квадратом и надписью «Это не Малевич, это я», — говорит Белкин, демонстрируя вещи, которые остались от того проекта.

Поверх остальных — футболка с принтом, на котором изображено пятно грязи. И надпись: «Извините, краски не хватило». Всего в 2011 году для butlhaup художник сделал 11 рисунков, каждой вещи напечатали по 30 штук.

— Мне иногда приходят идиотские мысли в голову, вот я и сделал серию идиотских футболок. Их все купили, новые не допечатывали. Мне страшно нравится на самом деле все это, хоть сам и не занимаюсь. Футболки — это поле невероятной деятельности для художника. Мне очень нравится, что теперь искусство может спокойно ходить по улицам.

— Почему же больше не было футболок с вашими работами, если вам это нравится?

Не знаю. Я же не бизнесовый человек. Художник Белкин выпустил одежду. Это как так? Другим я занимаюсь. Печать — это довольно примитивное отношение с цветом, все должно работать, как на плакате. Легко сделать футболку или кружку с Ивом Кляйном или Энди Уорхолом, но очень трудно с Босхом.

На Белкине— футболка с принтом «Корюшка».

— Но печатают всё, даже Босха. Вещи с изображением знаменитых картин сегодня в моде. Как вы смотрите на такой формат тиражирования искусства?

Одежда и картинка на ней двигаются среди других картинок, людей и домов. Это очень хорошо. Жизнь — как мусороуборочная машина, которая все перемешивает и делает брикеты. Она все переработает, в том числе искусство, из которого делают бизнес. Если искусство настоящее, от тиражирования оно хуже не становится.

Мне нравится идея, которую воплотил Иосиф Бродский. Он взял высокую поэзию и отправил ее вниз, в буквальном смысле под землю, в нью-йоркское метро. И вместо объявлений о покупке кредитных карт там оказался Элиот. И люди, сонные, задолбанные, едущие куда-нибудь в Бронкс, были вынуждены прочитать несколько великих поэтических строчек. Это потрясающе, когда высокое, квазиинтеллектуальное искусство становится доступно многим. Это украшает жизнь. То же самое и с изображенными на футболках картинах. Нет тут никакого обесценивания искусства. Это как хорошенькая женщина, которая каждый день смотрится в зеркало и не становится от этого хуже. Даже наоборот! Тиражирование расширяет кругозор на низовом уровне. Чем глубже искусство проникает в жизнь, тем лучше.

— Что произойдет, если вы, проходя по улице, вдруг увидите на какой-то вещи свою работу?

— Было такое. Как-то после одной из выставок у Витебского вокзала торговали открытками с моими работами. Они были ужасно сфотографированы, непонятная печать какая-то. Не официальные сувениры, конечно же, самопал. Что я могу сказать? Это потрясающе! Это и есть признание, когда работа уходит в народ. Тогда на открытках была картина «Ира, что с вами?».

— Петербург — популярный у туристов со всего мира город, здесь на каждом углу продается множество разных сувениров. Нравится ли вам то, что вы видите? Эти вещи люди увозят домой, на память.

Кошмар! Этой заразы все больше и больше, она занимает прекрасные места в центре, дорогие витрины на Невском проспекте. Это свидетельство того, что больше ничего, кроме этого, простите, говна, нет. Нечего продавать!

«Извините, краски не хватило».

— Вы сейчас говорите про сувениры любого качества, производства? Просто как про тип товаров?

Любого. Сувениры, как клопы, должны быть там, где их не давят. Вы посмотрите, на Невском закрывается один потрясающий магазин, второй, третий… И стоят теперь эти матрешки, глядя на которые хочется ослепнуть. Если в витринах магазинов появляются сувениры, это конец. Когда вместо хороших магазинов на главной улице главного европейского города страны матрешки — это свидетельство катастрофы. Я не против сувениров, да, они нужны туристам. Но если вместо книжного магазина открывается сувенирный магазин — все. Значит, люди уходят из этой страны.

— А вы обращаете внимание на то, как и во что одеты люди на улицах?

Конечно, особенно, девушки. Видно, что на улицах Петербурга появилось много красивых людей, хорошо одетых. То есть смотришь на него, такое ощущение, что и не обращал человек внимания, что напялил на себя. А вышло хорошо. В стиле у нас действуют общеевропейские тенденции. Все-таки мы часть европейского мира. Несмотря на выборы…

— Еще одна тенденция уличной моды — одежда с лозунгами. Почти как плакат для митинга. Вот идет человек, а у него на футболке что-нибудь про его политические взгляды, гражданскую позицию…

Да, это что-то обозначает, с другой стороны, то, что на тебе надето сегодня, не исключает того, что завтра ты наденешь что-то с противоположным лозунгом. К этому нужно относиться не как к демонстрации своих взглядов, а как к жесту сегодняшнего настроения. Это просто одежда, не надо преувеличивать ее значение. Знаменитая клетка Шанель – что это, манифест? Или я видел как-то майку с надписью «Я=Я». И? Не нужно быть слишком серьезным в подходе к явлениям, которые происходят в том сегменте, о котором мы говорим. Есть много куда более серьезных вещей.