26 июля Государственный Эрмитаж объявил, что в рамках своего первого проекта в области NFT выпустит ограниченную серию NFT с цифровыми копиями шедевров из своей коллекции. Серия работ состоит из таких произведений, как «Мадонна Литты» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне.
Самый богатый художник в мире Дэмьен Херст не стремится заработать пару сотен долларов, продавая коллекционные NFT. Он не хочет достичь новых вершин в карьере или привлечь молодых и платежеспособных покупателей. Он желает узнать, где пролегает граница между деньгами и искусством. И вообще, существует ли она.
«Раньше я раздавал окружающим много произведений искусства, — размышляет Херст. — Люди всегда продавали их гораздо быстрее, чем я думал. И они продавали их не для того, чтобы собрать деньги на лечение лейкемии у своих детей или родителей, нет — деньги им нужны были, чтобы купить модную сумочку. Терпеть этого не могу!»
Херст не скрывает своих желаний. Противоречия между деньгами и искусством находятся в центре внимания его последней работы. Дроп Херста, выдающий 10 000 токенов, называется «Валюта» (The currency). Каждый токен связан с реально существующей картиной, написанной в 2016 году. После покупки каждого токена за 2000 долларов, покупатель может выбрать, сохранить ли NFT — фотографию картины в высоком разрешении — или же получить взамен реальную копию произведения.
«Валюта» стирает грань между взаимозаменяемостью и невзаимозаменяемостью, между деньгами и искусством. Каждый покупатель должен будет сделать выбор между реальными картинами и NFT. По своей природе «Валюта» вызывает ряд философских вопросов: какова стоимость произведения искусства по сравнению с ценой его продажи на вторичном рынке? Что ценнее — обладать картиной, висящей на стене, или картиной на мониторе компьютера? Что лучше — портативность или стационарность?
Однако эти сложные вопросы могут скрывать гораздо более личную проблему, которую Херст предлагает решить своим поклонникам: «чего я стою для вас?»
Мастер экспоненциального роста
На «Валюту» можно посмотреть и как на ответ тому ханжеству, с которым Херст сражается на протяжении всего творческого пути, с тем, что «искусство всегда ассоциируется с кучей денег», но «об этом говорить не разрешается».
Но искусство — вещь сложная.
Искусство состоит в сотворении чуда. Вы берете дешевые ингредиенты и соединяете их так, чтобы они стоили больше этого исходного сырья. Алхимия. Вот что такое искусство на самом деле.
Дэмьен Херст
Херста много раз спрашивали о соотношении цен на его скульптуры и стоимости материалов, используемых при их создании. Это ложная дихотомия, с которой, вероятно, знакомы художники, выпускающие NFT и занимающиеся цифровым дефицитом. Возможно, именно поэтому Херст так быстро стал торговать токенами.
«У меня не было того внутреннего сопротивления, которое есть у многих моих знакомых. Я понял, что NFT — это удивительная вещь. Для меня изобретение токенов чем-то похоже на изобретение бумаги. Вы же не будете говорить: “Бумага мне не нравится, я продолжу писать на папирусе!” В мире уже существуют скульптуры, печатная графика и книги, а теперь к ним добавились еще и NFT».
Художник интуитивно понимает цифровую собственность. Он рассказывает историю об одном из своих сыновей, купившем цифровые товары на сумму 10 000 долларов в игре «Clash of Clans». Виртуальная собственность привлекает не только детей, но и взрослых коллекционеров.
Сейчас он размышляет о том, что больше нравится людям — владеть товаром в цифровом или в материальном виде. Херст стремится заставить людей определиться с этим: «Глядя на NFT и на реальные произведения искусства, я сам не могу понять, что важнее. Мне нравится и то, и другое. Я спрашиваю себя: что выберут другие люди? С моей точки зрения, большинство людей продолжат коллекционировать реальные произведения искусства».
Ирония эксперимента заключается в том, что Херст признает, что он был бы рад, если бы технические и рыночные аспекты его проекта потерпели неудачу. Дэмьен рассказал историю о коллекционере, который однажды подошел к нему, жалуясь, что не может продать картину; Херст подумал про себя: «А почему бы просто не повесить ее на стену?!»
В параллельной реальности токены «Валюты» не делятся на части, не оцифровываются и не навечно остаются в блокчейне — нет, их вставляют в рамки, вешают на стену и ими наслаждаются. Херсту как художнику кажется, что такой подход — это лучший финал его эксперимента. Сложнее всего для него «отпустить» свои работы, зная, что покупатели могут сломать, продать или даже уничтожить их.
«Отпустить» свои произведения также означает, что проект становится «живым» — он будет торговаться по всему миру в онлайн-магазинах, переходить из рук в руки, с ним будут знакомится новые любители искусства. За эти процессы отвечает талантливый Джо Хейдж, которого Херст называет «мастером экспоненциального роста».
Хейдж работает кем-то вроде технического директора. Он руководит командой юристов, разработчиков смарт-контрактов и специалистов по данным. Джон — один из партнеров Palm, поддерживаемой ConsenSys NFT-ориентированной боковой цепочки. Там будет распространяться «Валюта».
За каждый токен можно было бы получить в тысячу раз больше. Meebits, проект, созданный гениями NFT Larva Labs, недавно принес им более 70 миллионов долларов, а общая цена токенов «Валюты» — лишь 20 миллионов долларов. Но для того, чтобы этот проект стал успешным, нужно компенсировать покупателям часть потенциальной прибыли. Затем происходит перепродажа токенов на вторичном рынке. Если цены взлетят, коллекционеры будут скупать токены активнее, и им придётся оценивать потенциальную прибыль. Это еще один ключевой элемент в более широком эксперименте с «Валютой».
Культы, Боги и Творцы
До появления децентрализованных финансовых систем и «продуктовых» криптоактивов покупатель криптовалюты приобретал мечту — представление о возможном будущем. Это будущее, как правило, продавал харизматичный глава компании.
Отложите в сторону художественный подтекст и поверьте Херсту на слово, как бы иронично это ни звучало: он создает валюту. Это еще один вид чудес, который еще несколько веков назад была доступен лишь богам и королям. Но в наши дни художник Херст идеально подходит для запуска своей валюты.
Художник говорит о деньгах, цитируя Дэвида Гребера: «Необходимо понять удивительную вещь: деньги — это лишь доверие. Долг становится слишком большим, долг прощают, долг снова накапливается. Этот цикл повторяется снова и снова. Людей постоянно грабят».
Он прекрасно понимает то, что Чарльз Айзенстайн назвал бы «священной экономикой» — знание того, что все деньги в конечном счете обеспечены не чем иным, как историей, что «постулат о том, что деньги обеспечены, мало чем отличается от любого другого ритуального заклинания. Этот постулат черпает свою силу из коллективной человеческой веры». Критики биткойна называют его сложной пирамидой Понци, но в этом отношении он мало чем отличается от доллара США.
Но что все это означает для «Валюты»? Какое из чудес — деньги или искусство — могущественнее? Проект Херста, поднимающий вопрос о сущности ценностей, денег и искусства, о реальном и цифровом, самый значимый вопрос звучит так: «чего я стою?»
По материалам cointelegraph.com
heni.com