Минуло полвека с театральной премьеры рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» на Бродвее. Один из самых известных мюзиклов в истории продолжает свое шествие по планете. Как принято, в сопровождении разнообразного мерча.

К 50-летнему юбилею легендарной рок-оперы был подготовлен и особый мерч: от футболок ($35.00) до сувенирных крестиков ($15.00) и набора медиаторов для игры на электрогитаре ($15.00). Последний сувенир пригодится тем, кто еще только готовится создать нечто более великое, чем «Иисус Христос – суперзвезда».

 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Jesus Christ Superstar (@jesuschristsuperstar)

Сейчас величие этой рок-оперы очевидно. А 12 октября 1971 года войти в здание театра Марка Хеллинджера на Бродвее было не просто. Зрителям с билетами пришлось прокладывать себе путь сквозь толпу желающих попасть на первое представление «Иисуса Христа – суперзвезды», и групп протестующих верующих, во всю глотку скандировавших «Богохульство!»

Христиане были недовольны тем, что авторы мюзикла Эндрю Ллойд Вебер (музыка) и Тим Райс (либретто) отодвинули на задний план Иисуса, рассказав о его последних днях в Иерусалиме устами предателя Иуды. Ортодоксальные сторонники иудаизма предсказывали рост антисемитизма, который по их мнению должна была вызвать сцена суда Понтия Пилата, где собравшиеся иудеи требуют распять Сына Божьего. Знаменитый американский проповедник Билл Грэм требовал запретить постановку как святотатственную. А вот Ватикан отнесся к этому музыкальному произведению с пониманием и даже организовал трансляцию 87-минутной рок-оперы в эфире своей радиостанции.

Содержание рок-оперы было всем хорошо известно, поскольку за несколько месяцев до постановки она была записана в студии MCA Records и выпущена двойным альбомом в Англии и США. За год в Америке были проданы 2,5 млн дисков «Иисус Христос – суперзвезда», в Англии – намного меньше. Зато в Великобритании «на ура» прошел концертный тур. Публика была потрясена увиденным. Ивонн Эллиман, исполнявшую арии Марии Магдалины, одна из восторженных слушательниц даже притащила в больницу к попавшей в аварию дочери. В надежде на исцеление она умоляла певицу просто посидеть у кровати и подержать руку девочки. Чудо произошло – спустя несколько недель Эллиманн получила письмо с благодарностью от всей семьи!

Бродвейская постановка поначалу была принята не столь восторженно. Критики высказывались уклончиво, опасаясь обвинений со стороны радикально настроенных верующих. После премьеры Клив Барнс из New York Times писал, что его не смутила музыка, но разочаровала концепция. Но затем в свет вышел очередной номер журнала Time с посвященной постановке обложкой, и популярность рок-оперы пошла вверх. Всего в США она выдержала более 700 представлений. Мюзикл был сразу же номинирован на пять премий «Тони», которая вручается лучшим театральным постановкам на Бродвее, однако не получил ни одной. А вот исполнитель роли Иуды Бен Верин за выдающийся дебют был отмечен премией «Театральный мир».

В 1972 году «Иисус Христос – суперзвезда» был триумфально представлен лондонской публике. В английской столице постановка с неизменным успехом шла восемь лет, побив все возможные рекорды. На одном из спектаклей побывал Дмитрий Шостакович, который высоко оценил работу Эндри Ллойд Вебера, похвалив автора за гармоничное сочетание классических и рок-н-рольных инструментов.

Естественно, за полстолетия предприимчивыми бизнесменами было выпущено огромное количество посвященного легендарному мюзиклу мерча.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Jesus Christ Superstar (@jesuschristsuperstar)

Рок-оперу растащили на цитаты (восклицание апостолов «Что за шум?» – What’s The Buzz? – как правило, тиражировали на кружках и футболках), обыгрывали ее название, подчеркивали сопричастность к происходящему.