АХУХУ — это ассоциация худших художников. Еще есть ассоциация худших фотографов и журналистов. Историю придумал петербуржец Вадим Соболев.
— Лет пять назад я написал диплом, в котором «топил» за гражданскую журналистику и всячески восхвалял попытки либеральных СМИ угнаться за прогрессом и соцсетями. В названии работы присутствовали и «Дождь», и «Эхо Москвы», — говорит Вадим Соболев. — Наличие диплома, правда, никак не помогло мне впоследствии профессионально трудоустроиться. Не беда, подумал я, создам свое собственное СМИ.
Вадим Соболев — социальный фотограф и разнорабочий в музее современного искусства «Эрарта». Он создал в социальных сетях художественное движение, где собралось почти 50 тысяч единомышленников, и это действительно сетевое медиапространство.
Авторы со всей страны выкладывают здесь фотографии, мемы, граффити. Сосчитать количество опубликованных изображений не представляется возможным. Это своего рода фотогазета, в создании которой может поучаствовать абсолютно каждый, в любую минуту.
Про то, как возникла идея, Вадим Соболев рассказывает в блоге на сайте «Эха Москвы»: «Моя реальность всегда была полна копошащимися в мусорках бомжами и пенсионерами, грязными улицами и толпами ментов, поэтому я стал фотографом. Два года назад я снимал женщину, просившую милостыню; в кадр ворвалась накрашенная бабуля со словами: «Что, интересно? Интересно, да?». Я ее молча сфотографировал. Она, опешив, выпалила: «Придурок!». Спустя пару минут я запрыгнул в трамвай, встретивший меня приветствием из громкоговорителя: «Улыбнитесь. Вас снимают лучшие фотографы города». И я подумал, что нужно создать ассоциацию худших фотографов. Что пора уже объединить тех, кто никого и никогда не просит улыбнуться. Так и родилась АХУФО».
Вскоре появилась и АХУХУ.
«В начале прошлого века Малевич дал бой визуальному академизму, но зависимость художника от выставочного пространства с тех пор меньше не стала. Я решил подхватить знамя борьбы с музейными ценностями и создал Ассоциацию худших художников — АХУХУ. Сейчас в день я вижу больше работ, чем на работе за месяц. Множество авторов предлагают свои худшие шедевры, а мне остается только искать между ними конфликты и созвучия, формируя ленту так, чтобы паблик сам по себе был арт-объектом», — говорит Вадим Соболев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Идея с мерчем пришла, когда нам в очередной раз запретили выставку и мы решили выставлять наши работы на людях. Покупатели футболок таким образом становятся носителями искусства и адептами идеи соблюдения Конституции, по которой цензура запрещена. Это не коммерческий проект, мы выбрали неубиваемый текстиль и полноцветную печать, чтобы принты максимально соответствовали оригиналам. Изготовление — весьма дорогое. Прибыль, тем не менее, есть, но вся она отдается авторам, членам ассоциации худших художников. Выбрать продукт можно в нашем паблике — в альбоме или закрепленном посте, в «Худшем магазине» или в «инсте» «худшего мерча».
В нас нет продажной «жилки». Тем не менее, за два месяца у нас купили около 100 «тишек» (от t-shirt — прим. ред.). Из них примерно 70% — в Петербурге, остальные разлетелись по разным городам страны, в Крым, на Украину, в Белоруссию и США. Нарастает актуальность протестной темы, поэтому в следующий дроп отберем больше злободневных работ, а осенью планируем запустить производство кепок с авторскими нашивками и толстовок с нашими принтами.
Вырученные с продажи футболок деньги идут на развитие АХУХУ, на выставки и прочую суету, и часть средств летит авторам.