Арфист-виртуоз Александр Болдачев поделился с MerchNews своими соображениями о музыкальном мерче.

Александр Болдачев, самый известный арфист современности. Фото предоставлено автором.

Рассмотрим идеальную историю развития артиста. Человек обнаружил у себя талант в каком-либо творчестве: игра на музыкальных инструментах, танцы, пение, художественный свист. Первые зрители — друзья или родители — становятся базовыми фанатами. Первые выступления — и вот уже незнакомые люди лайкают Facebook, ищут информацию о концертах, об артисте. И всем хочется унести что-то с собой. Конечно, срезать локоны с живого артиста никто не даст, а вот его изображение на постерах, брелоках, диски, пластинки, майки и полная посудная лавка товаров — приятный способ иногда напоминать себе о причастности к дарованию.

Обычно такие меркантильные истории готовят маркетологи, пока артист летает в облаках собственных возвышенных фантазий или наркотических и алкогольных испарений, в зависимости от типа индивидуума. Но все больше и больше артистов спускаются с небес на землю и, не дожидаясь очереди на конвейере по штамповке «любимцев публики», сами начинают наполнять собственный скромный прилавок.

Мерч — лицо музыканта. Вы хотите подчеркнуть свои яркие голубые глаза, так пусть именно они украшают диски и майки. Хвастаетесь мускулатурой — заключите контракт с производителями спорттоваров и продавайте фанатам протеиновые батончики с изображением скрипки в накачанной руке; стесняетесь шрама на полщеки — сделайте из него «фишку», поставьте на всю продукцию, и уже через год будут выстраиваться очереди за набором специальных карандашей для имитации шрама на лице.

Превращение музыканта в идолоподобный символ — колоссальная работа, удачное стечение обстоятельств, тонны статистики и постоянно меняющиеся схемы. Но это дает людям неповторимые эмоции и душевный подъем.

Если говорить о моем собственном мерче, то что-то уже есть на прилавках, а что-то еще только в голове и требует времени и концентрации. Кроме дисков, после моих концертов зрители могли утащить футболку с арфой, нарисованной акрилом (больше похожа на плохо прожаренный стэйк, но людям нравится); саморучно сделанные фенечки из порванных струн («палю» контору, скоро перестанет быть эксклюзивом); партитуры различной сложности с нотами, которые арфисты никогда не сыграют, но просто в коллекцию.

Однажды в Японии у меня не хватило дисков и люди с удовольствием покупали бумажки, на которых было написано, что в мой следующий приезд они получат долгожданный диск. Скупив 200 бумажек, терпеливые японцы ждали почти год, пока я, как Дед Мороз, не приеду снова в их страну с мешком дисков. В данный момент я работаю над торговой маркой Alex Bold, которая должна включать в себя диски, книги, в том числе сборники стихов, методички, одежду, сувениры и так далее. Мерчем может быть все, что ценно для публики, даже огрызки ногтей на определенном уровне известности.

Вспомним замечательный мультфильм «Тайна Коко». Один музыкант пишет гениальные музыку и тексты, а другой это все продает, светя на всю Мексику своим смазливым лицом, реализуя сотни тысяч пластинок, фотографий и другого мерча. Драма ясна и ребенку: меркантильный циник отравил талантливого партнера, когда замаячило окончание их сотрудничества. Наши симпатии, разумеется, на стороне жертвы, но тысячи мексиканцев не засиживались бы за гитарой все свободное время, не засоряли бы дома бесполезным хламом с изображением их кумира и не культивировали бы его музыку как национальное достояние, если бы мерзкий антагонист не прошел свой путь до конца, создав культ гитары и наводнив страну оживляющим и вдохновляющим мерчем.