Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга запретил классический фильм японской анимации «Акира». Об этом 5 июня сообщила пресс-служба судов Петербурга. Суд пришел к выводу, что аниме может нанести вред здоровью и психическому развитию детей. 

По жанру фильм  –  научно-фантастическая антиутопия. В сюжете «Акиры» после Третьей мировой войны и ядерной бомбардировки столицы Японии, построен новый город – Нью-Токио. Страна теперь напоминает профашистское государство, жесточайшим образом подавляющее попытки мятежа. В исследовательских центрах проводятся парапсихологические опыты над людьми для разработки совершенного вида оружия. Военные в лице полковника Сикисимы, руководителя проекта биологических военных экспериментов, входят в конфликт с правительством. А в стране возникает религиозный культ сверхчеловека по имени Акира, приход которого, якобы, сможет решить все проблемы Японии.

Петербургский суд решил, что это очень опасный сюжет. Фильм «Акира вышел в 1987 году, у него очень высокие зрительские рейтинги  –  8 из 10 на IMDb, 7,750 из 10  –  на «Кинопоиске». «Акира» стал уже классикой японской анимации и оказал большое влияние на развитие мирового анимационного кинематографа и научно-фантастического жанра. 

Аниме – это не просто анимация, придуманная в Японии, это целый мир, который включает в себя огромное количество жанров и стилей. Он тесно переплетается с японской комиксовой культурой и состоит из миллионов преданных фанатов. Мерч с героями аниме популярен во всем мире.

Футболки «Акира» на сайте amazon.com

Мерч в аниме вообще играет важную роль. Практически каждый поклонник аниме в России имеет в своей коллекции какой-нибудь анимешный мерч: значки, фигурки любимых персонажей, сборные модели, артбуки, дакимакура, одежда с принтами. Некоторые прицельно занимаются коллекционированием манги или дисков с аниме от любимой студии, а у кого-то на полочке есть лишь пара фигурок. 

В период популярности «Сэйлор Мун» в России можно было даже в маленьких городах найти пеналы, рюкзаки, наборы фишек-кэпсов и другой неофициальный мерч. С началом показа аниме-экранизации культовой игры «Покемон» к товарам по «Луне в матроске» присоединилось и огромное количество различного мерча по «карманным монстрам». Что характерно, наклейки с покемонами иногда вкладывали в отдельные номера популярных у подростков журналов «Cool» и «Cool girl», чтобы привлечь к изданиям внимание фанатов.

Среди наклеек в начале 2000-х были особенно распространены листы с китайскими «подделками» —  блестящими наклейками плохого качества, на которых у персонажей часто были волосы странных цветов и перекошенные лица. 

Журналы и газеты. Кто-то из фанатов собирал статьи из журналов отдельно, кто-то вырезал и сохранял иллюстрации и наклеивал их в альбом. Статьи и рубрики об аниме можно было найти в журналах «Великий Dракон», «Классный журнал», «Сериал» и других. В начале 2000-х появились первые журналы, которые были посвящены исключительно аниме и манге. Два главных журнала того времени – это «Аниме гид» и «Попурри аниме». На оба эти издания можно было подписаться, а вот найти в свободной продаже их было уже сложнее. И если «Аниме гид» можно было купить в Москве и Петербурге, то «Попурри аниме», зачастую легче было найти в мелких городах и поселках в ларьках «Роспечати».

Видео, игры, манга. Многие поклонники собирали японские видеоигры и аниме. Само аниме многие впервые открывали для себя в начале 90-х в виде «дописок» на кассетах VHS, а с анимешной стилистикой сталкивались, купив для популярной приставки Dendy очередной картридж с игрой. На некоторых из таких катриджей можно было найти даже изображения персонажей из разного аниме, но эти персонажи часто не имели ничего общего с играми внутри. Постепенно в России сформировался и свой пиратский рынок аниме – сначала на кассетах, затем на CD и DVD дисках. Распространением и переписыванием кассет с дисками занимались не только аниме клубы, часто над оформлением обложек «пиратки» работали и те, кто плохо понимал содержимое.

Манга. До середины 2000-х манга была представлена на отечественном рынке практически только в виде пираток, которые было возможно достать обычно только в крупных городах. Исключение – старое издание «Босоногого Гэна». Кроме манги попадались и интересные экземпляры «по мотивам». Например, роман «Темный мечник» Градского, который был официально выпущен издательством, а не в виде пиратки. Это пересказ арки «Золотой век» манги «Берсерк», сопровождаемый кадрами и страницами из самой манги.

Бутлеги. Большое количество изображений из известных аниме и манги можно было найти среди разнообразной канцелярии. Это были как официальные иллюстрации или фрагменты-скриншоты, так и разные оммажи. Иногда такие оммажи использовались на совершенно неуместных товарах, как правило произведенных в Китае.

Запрет аниме и как суд будет поступать с мерчем запрещенных фильмов?

В этом году аниме в России суды стали запрещать. Под запрет попали «Князь тьмы с задней парты», «Натюрморт в серых тонах», «Аки и Сора», «Токийский гуль», «Тетрадь смерти», «Ложные выводы», «Игра Дарвина», «Сладкая жизнь», «Эльфийская песнь», «Инуяшики», «Межвидовые рецензенты», «Загадка дьявола» и «Класс убийц».

При этом мерч запрещенных фильмов можно продолжать покупать и носить. Впрочем, и аниме смотреть никто запретить не может — суд только может потребовать убрать фильм с определенного сайта.

Аудитория аниме

Одна из особенностей аниме — разделение аудитории по жанрам.

  • Кодомо — комиксы и сериалы для детей примерно до 8-10 лет, обладают яркой мельтешащей графикой, обилием всего милого и в целом меньше всего отличаются от западного творчества для той же аудитории.
  • Сёнэн — аниме для мальчиков-подростков в возрасте примерно от 8-10 до 16-18 лет.
  • Сёдзё — ориентируются на девушек примерно того же возраста, что парни из пункта выше
  • Сейнэн — мужчины от 16-18 до примерно 30-40 лет.
  • Дзёсэй — для женщин от 16-18 до 30-40.
  • Яой и юри — ЛГБТ отношения без откровенных сцен, где большое внимание уделено сюжету и развитию отношений между главными героями.
  • Сёнэн-ай и Сёдзё-ай — изображаются романтические отношения между людьми одного пола
    .

Почему аниме популярно и опасно ли это для психики ребёнка? 

В японских дорамах популярны жанры с динамикой власти: ученица/учитель, подчиненная/начальник, студентка-преподаватель, фанатка-кумир, клиентка-психолог и т.д. Бытует мнение, что пропаганда таких отношений вредна и опасна (т.к. отношение там буду крениться к абьюзу даже вне желания участников).

Пропаганда педофилии. Да, она есть. Есть даже отдельные подборки на сайтах (учитель/ученик, взрослый/молодой – это одна из самых популярных тем для подборок). Хотя в оправдание этого можно сказать, что как в аниме, так и в дорамах возраст персонажей определить сложно, т.к. они выглядят как подростки или несовершеннолетние (опять же поэтому в дорамах популярен сюжет, когда мама идет в школу вместо своей дочери и это никого не смущает).

Есть жанры ЛГБТ (яой, юри) и это также причина хейта. В марте В Петербурге в лофт-проекте «Этажи» на встрече поклонников аниме около двадцати детей от 12 до 16 лет задержала полиция, которую вызвали сами работники «Этажей». Якобы им поступила жалоба других посетителей «Этажей» на массовое мероприятие с пропагандой нетрадиционных отношений и субкультуры аниме.

В аниме есть тенденция изображать насилие, смерть и даже некоторую наготу. Аниме не избегает смерти персонажей (иногда очень неприятным образом). И часто в аниме нет хеппи-энда. 

Примеры тайтлов с наготой: В Наруто главный герой может превращаться в обнаженную женщину (тело которой покрыто волосами) и использует эту способность, чтобы отвлекать учителей и противников. В аниме Вельзепуз изображен мальчик-малыш, который любит бегать голым. 

Особенности японской культуры:

  • Отношение к смерти, как к подвигу (харакири). В Японии есть даже обозначение смерти от работы (переработки) — кароси.
  • Не контролируется возрастной ценз. То есть аниме 18+ может быть на детской книжной полке.
  • Японские идолы/феномен сасэн (такие азиатские группы, как BTS, GOT7 и т.п.). Фан-группы таких идолов способствуют пиратству (загружают музыку кумиров, фильмы и т.п.). С другой стороны,  также многие фанаты начинают учить японский/корейский из-за любви к айдолам (также из-за аниме/манги/дорам).
  • В Японии зависимость от аниме получила название "отаку".  Как правило, от отаку страдают подростки в возрасте от 13 до 18 лет. Считается, что зависимость от аниме влияет на этот возрастной диапазон, поскольку у подростков теперь больше свободы. Многие открывают для себя мир, готовятся к поступлению в университет, справляются со стрессами в старшей школе и, возможно, работают после уроков. Отаку может вылиться в хикикомори. 
  • Хикикомори — люди, отказывающиеся от социальной жизни. Такие люди часто не имеют работы и живут на иждивении родственников (на 2019 год в Японии было 1,15 миллиона хикикомори в возрасте от 15 до 64 лет). В 2020 году сообщалось, что больше половины всех хикикомори были старше 40 лет. В семьях достатка ниже среднего почти никогда не бывает хикикомори (возможно именно из-за того, что родители могут позволить держать ребенка у себя на шее). Также хикикомори считается психическим расстройством (в случае, если это длится более 6 месяцев). 

Несколько советов по аниме:

  • Не полагайтесь на местное видео или книжный магазин, чтобы узнать, какое аниме подходит для детей.
  • Прежде чем позволить ребенку посмотреть аниме или прочитать мангу, сначала посмотрите или прочтите их сами. Даже если оно находится в списке безопасных, оно всё равно может не соответствовать вашим личным критериям того, что подходит вашим детям.
  • Обратите особое внимание на рейтинги и на то, почему фильм / сериал получил свой рейтинг.
  • Если вы взяли напрокат или купили фильм в детском разделе, и это было неуместно, вернитесь и сообщите менеджеру магазина. Это поможет другим стать более образованными и, возможно, помешает другому ребенку увидеть то, чего он не должен.

Как при помощи символики человек создает вокруг себя целый мир 

Чтобы погрузиться в атмосферу аниме, человек начинает приобретать:

  • Дакимакура — большая подушка, как правило, с изображением персонажа аниме в полный рост.
  • Мерч с аниме (футболки, тетрадки, кружки и другую канцелярию с символикой аниме). Поклонник за изображения своего героя готов заплатить гораздо больше. 
  • Косплей — это перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и передаче характера, пластики тела и мимики персонажей каких-либо произведений. 
  • Фанфики, додзинси — начинает писать истории, создавать пейринги. Также из фанфика может родиться новое произведение.

Почему аниме смотрят люди любого возраста: 

  • Герои не стареют.  Луффи из "Ван-Писа" не стареет уже более 10 лет. В отличие от популярных актеров. 
  • SJW повестка (в экранизациях, а не в вольной трактовке). В фильмы/игры добавляют так называемый токенизм (привлечение членов различных меньшинств для создания видимости равенства). Аниме не прогибается под разную “объективизацию”, а точнее, не видит в этих явлениях никаких проблем.  И пока социально корректные западные разработчики закутывают женских персонажей в одежду, японцы не стесняются открыто спекулировать на этой самой сексуализации.   
  • Родственные персонажи: персонажи аниме часто являются изгоями, изо всех сил пытаются найти друзей, изо всех сил стараются быть застенчивыми, просто хотят вписаться в них.
  • Суровые темы. Аниме не боялось обсуждать сексуальность и психическое здоровье задолго до того, как американские телешоу и фильмы начали заниматься этими темами. Аниме долгое время считалось инклюзивной формой искусства, изображающей однополые отношения и с участием небелых персонажей в главных ролях.
  • Привлекательный внешний вид: в аниме взрослые люди выглядят как дети. 
  • Сложные сюжетные линии.
  • Это больше не занудно: раньше к аниме было прикреплено такое клеймо, но теперь, когда популярные платформы Netflix и Hulu предлагают аниме, каждый может в этом убедиться! 
  • Сообщество: существуют онлайн-форумы и личные мероприятия (например, косплей). Обсуждение недавних эпизодов, создание фан-артов и фанфиков, а также общение с людьми, разделяющими их увлечение японской культурой. 
  • Культурное понимание: аниме дает представление о другой культуре с ее нормами и ценностями.