ОВД-Инфо* — это независимый правозащитный медиапроект, который занимается политическими преследованиями в России. В 2021 году Минюст признал ОВД-Инфо иностранным агентом. Сайт организации заблокирован. Однако после блокировки сайта значительно выросло количество подписчиков организации в телеграме и инстаграме. А на футболках из коллекции мерча есть небольшой QR-код: если навести на него камеру телефона, откроется правовой телеграм-бот ОВД-Инфо

Каждая из коллекций мерча ОВД-Инфо отражает суть работы проекта, а главное — дает каждому обладателю мерча надежду на светлое будущее. Подробнее об идеях мерча, коллаборациях и других тонкостях дропов рассказала редактор мультимедиа Ксения Сонная.

Почему ОВД-Инфо решили делать свой мерч?

Целью его создания не является прибыль. Скорее мы хотим создать мерч, когда делаем какую-то кампанию, говорим о какой-то проблеме, хотим напомнить о каком-то событии или поговорить о его важности. Или для того, чтобы люди, нося наш мерч, могли нас поддерживать или рассказывать о нас. Так мы решаем делать или не делать какую-то коллекцию.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ОВД-Инфо (@ovdinfo)

Важно сказать, что у нас есть разный мерч: один разрабатываем и делаем мы, а другой создают партнеры или какие-то организации, которые к нам приходят и предлагают нам свои идеи. Иногда кто-то приходит уже с готовой вещью, которую человек или компания хочет продать в нашу поддержку. 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ОВД-Инфо (@ovdinfo)

Насколько для вас важны совместные проекты?

Весь мерч появляется в коллаборациях. Вопрос только в том, какая у нас степень вовлеченности в его создание. Например, дроп, который мы делали с «Мерчизмом» летом 2020 года, и зимний дроп, который мы делали с «Культрабом» на день рождения — там мы были очень сильно вовлечены в процесс создания дизайнов, того, что и как мы делаем, почему именно так делаем.

С «Нате, носите» инициатива была больше на их стороне, а наша задача была смотреть разработки и эскизы и подсказывать, в какую сторону лучше пойти. За процессом производства мы никак не следили.

Как возникли идеи самого мерча, например, с «Культрабом»?

Мы думали, что хотим сделать мерч на наши 10 лет, у нас уже были идеи. Мы с ними пришли к «Культрабу» и предложили создать коллекцию совместно. Дальше мы начали работу: вместе созванивались с художниками, подбирали какие-то референсы, продумывали концептуальную часть. Обсуждали все процессы — от методов печати и пробников до содержательных вещей. 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от KULTRAB (@kultrab)

Каких принципов вы придерживались при создании каждой коллекции?

Мне кажется, основная линия, которая есть во всем выпущенном мерче, — мы не хотим усиливать и без того не самую позитивную повестку, с которой работаем. Есть ребята, которые делают мерч со словами «No hope» или «Будет хуже», а мы наоборот — стараемся в наших коллекциях искать какую-то надежду. Даже если сейчас плохо, то когда-нибудь может стать лучше. Пытаемся фантазировать о светлом будущем.

 

Мне кажется, основная линия, которая есть во всем выпущенном мерче, — мы не хотим усиливать и без того не самую позитивную повестку, с которой работаем.

 

Что для вас самое интересное в создании мерча?

Думаю, что самое интересное во время создания — это переход к эскизам. Уже можно просмотреть наработки художника, который смог что-то придумать и преобразить после того, как мы обсудили саму идею.

В коллекции с «Культрабом» была интересная история, связанная с находкой: один из сотрудников правозащитного центра «Мемориал», историк Леша Макаров, который работает с архивами, написал у себя в фейсбуке, что нашел список задержанных. Это список задержанных на митинге 1978 года, единственный сохранившийся с тех диссидентских времен. Я ему написала, что это классно и предложила сделать зин. Мы сидели в архиве и смотрели, как этот список выглядел в оригинале, потом как он выглядел в итоговом виде. Это уникальные документы, которые нигде раньше не были показаны, и это действительно единственный сохранившийся список задержанных с тех времен: с рабочими документами, черновиками и так далее. Мы можем на них посмотреть и понять, как эта работа велась в то время. Понравилось, что список перекликается с тем, что составляем мы: отметки о том, кого побили при задержании, где именно задержали, сколько часов человек провел в отделе. Так что список стал очень интересной исторической находкой, которому мы решили придать форму зина и сопроводить рассказами самих задержанных, которые они писали еще тогда. А еще общей статьей о том, как вообще вся правозащитная работа выглядела в Советском союзе, как помогали политзаключенным. 

Зин «Задержания на Митинге молчания 10 декабря 1978 года. Хроника», дизайн и печать – Самопал.

Были ли еще какие-то необычные истории про идеи создания мерча?

Мне кажется, что первый наш дроп вообще вырос из того, что мы с моей коллегой слушаем металл. Как-то я просто в шутку сделала макет с шрифтом, как у групп, которые играют металл: такой растительный, с корнями и разводами шрифт, из-за которого не понятно, что написано. И мы посмотрели на эту идею, нам понравилось и решили, что нужно попробовать уговорить коллег сделать что-то такое. Так и появился наш «музыкальный» дроп, где мы сделали один принт более психоделический, как у групп 60-х, а второй принт скорее походил на мерч какой-то металл-группы. Идея, которая родилась из шутки. 

Есть ли спрос на мерч ОВД-Инфо?

Футболки из коллекции с «Нате, носите» часто допечатывают. К сожалению, я не владею точной информацией, но насколько я знаю, в коллаборации с «Культрабом» ¾ продукции уже продано. 

Кто покупает ваш мерч?

Я часто вижу его на своих знакомых, на коллегах из других правозащитных организаций или из сферы НКО. Иногда на вечеринках можно увидеть, на каких-нибудь концертах или в баре. На улице из-за зимы сейчас сложно встретить, но в целом это случайные встречи в разных местах: видишь человека в толстовке, над которой ты думал, и у тебя в голове звучит: «Класс!».

Какой продукт чаще всего покупают в коллекции?

Мы недавно в первый раз делали коллекцию, в которой были плакат и зин, помимо одежды. Были браслеты с «Нате, носите», и я знаю, что они допечатывали их. У меня нет цифр, но, как я понимаю, хорошо идет одежда. 

Повлияло ли решение Минюста включить ОВД-Инфо в реестр иноагентов на продажу вашего мерча?

Это, к сожалению, сложно оценить, потому что у нас нет методологической возможности понять, покупали ли больше до или после внесения, потому что все дропы у нас довольно разные. И к тому же мы сами с дропа 2020 года сильно выросли. Но это повлияло на то, что нам пришлось писать этот кусочек в зине о том, что «29 сентября 2021 года Минюст включил ОВД-Инфо в "реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента"».

Была еще забавная история с этим: мы напечатали открытки еще до внесения ОВД-Инфо в реестр, но когда пришло время их раздавать, нас уже внесли в реестр, а в напечатанных открытках не было сказано об иноагентстве. И мы решили, что надо их промаркировать. Пришлось купить самонаборную печать и вручную отштамповать около 1000 открыток. Я замечаю неприятные и дискриминационные трудности в связи с принятием закона. 

Почему люди продолжают покупать мерч ОВД-Инфо, зная, что вы теперь в списке иностранных агентов?

Думаю, что люди понимают абсурдность и дискриминационность этого ярлыка. Понятно, что не только мы пострадали от этого, но и многие известных медиа: «Медуза», «Дождь». Или другие организации, такие, как «Насилию.нет» и «Гражданское содействие». Множество разных организаций и СМИ пострадали от этого закона, и я думаю, что те люди, которые их читают, обращались к ним за помощью или сами их поддерживали, понимают несправедливость этого ярлыка. Несмотря на него люди не боятся нас поддерживать и выражать свое несогласие с тем, что нам решили приписать.

Вы не думали как-то обыграть всю эту историю с иноагентами в мерче?

Мы думали. Даже рассчитывали, что это получится сделать перед Новым годом. Мы с «Нате, носите» и художницей Дашей Апахончич, которую тоже признали иностранным агентом, совместно придумали принт для худи. Уже есть первый образец и мы скоро сможем высказаться на эту тему при помощи мерча.

* Минюст включил ОВД-Инфо в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.