Однажды фешенебельный лондонский универмаг «Хэрродс» предложил покупателям толстовку за 680 фунтов якобы с «грузинской надписью». Вскоре выяснилось, что текст был маргинальный и на кириллице. История попала в прессу, разразился скандал.

Скандальная толстовка была частью коллекции Vetements от Демны Гвасалии. Сейчас бренд, созданный грузинским дизайнером и его братом Гурамом, имевший в рядах поклонников Рианну и Канье Уэста, переживает кризис, а клиенты выбирают Balenciaga от Gvasalia. Однако репутация бунтаря на посту креативного директора крупного дома моды не пострадала.

Vetements

«Битые стекла, рваные брюки, скандал…» – пел Виктор Цой. Примерно такой увидел моду 2019-го эпатажный Демна Гвасалия. Вообще-то, и с модой 2018-го он особо не церемонился: одел пол-Европы в бесформенные худи, мужские пиджаки с огромным плечом и сапоги-чулки цвета «вырви глаз». Vetements — по-французски «одежда». Так незатейливо и вместе с тем провокационно называется бренд, вещи которого, по меткому замечанию одного модного критика, идеально подходят для выпускного в ПТУ. Между тем, Демна прошел обучение в Королевской академии изящных искусств Антверпена, успел поработать на Maison Martin Margiela и Louis Vuitton.

Vetements

Руки по локоть в красных перчатках. На ногах – колготки самых невообразимых расцветок. Обувь тоже со странностями. С той поры, как французский дом Balenciaga возглавил уроженец Сухуми Демна Гвасалия, все изменилось. Платья из металлизированных тканей драпируются жесткими складками. Золотой сочетается с голубым, голубой — с пронзительно алым, алый — с розовым, розовый — с фиолетовым. Невозможно огромные плечи. Пародия на офисный пиджак надевается — где это видано? — с вещами «космическими». Сапоги и брюки являют собой одно целое. Андеграунд. Антимода. Красота «на грани». Тот, кто любил основанный Гвасалией Vetements, позже зауважал Balenciaga, иначе и быть не могло.

Vetements

«Для меня мода — это что-то практичное,  — заявляет Демна Гвасалия.  Вещи создаются, чтобы их носили, а не для того, чтобы изменить мир. Мир меняют художники, а я – дизайнер…»

Сговорившись быть неулыбчивыми, модели шагают в коротких платьях и высоких «болотных» сапогах. Повеяло 1990-ми. Показ Balenciaga – спиритический сеанс, но Демна не единственный, кто утруждает себя общением с духами прошлого. Примерно тем же занимаются Prada, Gucci, Valentino. Что же они там забыли в этих девяностых, восьмидесятых, а то и раньше? Большие объемы, необычные ткани, популистские надписи. Кожаные сумки, похожие на пластиковые пакеты. Пальто Balenciaga застегнуты не на ту пуговицу, но это не единственная «оплошность» Гвасалии. Его высказывания в целом просты, и, по сути, он не торопится разрушать модные нормы, а лишь делится собственным визуальным опытом. Накопилось! Правда, не все гости взрывного шоу осознают, что художника питает традиция, и уж, конечно, мало кто догадывается, что за каждым невозможным образом стоит вполне реальный житейский прототип. Два длинных «свадебных» стола под парижским мостом, пластиковые стулья, обвязанные тюлем, публика, пресса. По столам-подиумам идут парни и девушки в одеждах, не столько интерпретирующих, сколько повторяющих моду «лихих девяностых». Уродливые кожаные куртки и «кооперативная» джинса, павловопосадские платки и, конечно, бессмертное сочетание треников с лаковыми туфлями. Не обошлось и без откровенных провокаций: черная толстовка на красивой девушке «украшена» матерной надписью, водолазка «вторая кожа» на строгом юноше – блатными татуировками.

Vetements

Из последних новостей — в сентябре Демна Гвасалия покинул пост арт-директора Vetements, управлять маркой будет его брат — Гурам.