Многое из того, что делает Гоша Рубчинский, ставит в тупик, но как бы там ни было, с его именем сейчас ассоциируется мода России. Во-первых, бренд Рубчинского — первый и единственный из российских в холдинге Comme des Garçons. Кроме того, Гоше удалось поработать с Burberry — он представил тринадцать вещей с фирменной клеткой. Потом были спортивные костюмы для adidas, кеды для Reebok, парафраз на тему 501-й модели джинсов для Levi's, вещи с актуальным колор-блоком для Diesel…
Что мы знаем о Рубчинском? Родился в 1984-м в Москве, учился в ДХШ и колледже, изучал парикмахерское искусство, работал как стилист и визажист, был костюмером в кино, сотрудничал с Кириллом Серебренниковым и Ренатой Литвиновой. Показ его первой коллекции «Империя зла» прошел в 2008 году на стадионе в Сокольниках. Вторую, под ироничным названием «Растем и развиваемся», Гоша демонстрировал в старообрядческой церкви, перепрофилированной в советское время в спортзал. Участвовавшим в показе юношам нужно было не просто пройти, но и преодолеть препятствие — взять штурмом крутую лестницу. Потом был «футбольный» показ в Калининграде, а еще посвящение легендарному и давно прекратившему свое существование клубу Tamtam в Петербурге, в котором сам Гоша, конечно же, никогда не был по той простой причине, что на момент расцвета этого места он еще учился в начальной школе.
Впрочем, присутствие в коллекции грубых ботинок, брюк на подтяжках, кожаных косух, металлических цепей, тертых джинсов с закатанными штанинами, фланелевых рубах в клетку и военных кителей живо воссоздает в памяти образы доморощенных панков. На прошлогоднем показе в Екатеринбурге парни передвигались хаотично, задевая друг друга. По ходу «пьесы» били в барабан, играли на электрогитарах, даже пели: в конце действа был исполнен неформальный гимн 1990-х «Гудбай, Америка, где я не был никогда…».
В июне Гоше стукнуло тридцать пять.
Эдриан Йоффе из Comme des Garçons на журналистские выпады относительно вещей Рубчинского парирует: «В данном случае вообще не важно, дизайнер он или нет, потому что Гоша рассказывает истории». Незамысловатые и вырванные из контекста, они нравятся многим.
В 2017-м Рубчинский и «Мумий Тролль» выпустили коллекцию в честь двадцатилетия альбома «Морская» — футболки, худи, свитшоты. Классический мерч. Для лукбука тогда снимали дочерей Ильи Лагутенко.
Минувшим летом совместный бренд Гоши Рубчинского и Толи Титаева «Рассвет» представил капсульную коллаборацию с Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — три рубашки и шесть скейтбордов. На каждом предмете — фрагменты известных полотен Поля Гогена. Событие приурочено к открытию выставки «Щукин. Биография коллекции». Пафос зашкаливающий.
«Я убеждена, что современная мода — часть художественного процесса и неотъемлемая часть искусства», — говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак, «одетая» в картину «А, ты ревнуешь?».
Сейчас точно такую рубашку можно купить за тридцать тысяч, а скейт с живописной репродукцией — за четыре. Роликовые доски вошли в ассортимент музейной «сувенирки»: например, на сайте MoMA (Нью-Йоркский музей современного искусства) есть прекрасные экземпляры с Уорхолом и Баскией. А что до «живописных» рубашек, то и здесь Рубчинский не пионер: достаточно вспомнить коллаборацию американского художника Генри Тейлора (Henry Taylor) с Études. Тейлор изображает самых разных людей, от суперзвезд до бомжей. Его работы воспроизведены на свободной шелковой блузке, замшевой куртке, и это красиво.
Burberry, Diesel, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, adidas, Levi's