Отмена крупных выставок, форумов и других предприятий из-за коронавируса может нанести ивент-индустрии убытки, которые, по различным оценкам, составят от 12 до 50 млрд рублей. Участники рынка, опрошенные MerchNews, согласны, что отрасль переживает один из самых тяжелых периодов своего существования.

По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, доходы сферы маркетинговых услуг по итогам 2020 года могут сократиться на 10-15% по сравнению с прошлым годом. В 2019 году индустрия суммарно заработала более 121 млрд рублей, соответственно, потери в этом году могут составить до 18,2 млрд рублей. И такой сценарий эксперты еще считают позитивным, он будет возможен только в том случае, если отмена мероприятий не продлится дольше марта-апреля.

— Конечно, это все бьет по бизнесу, — рассказал MerchNews председатель комитета по ярмарочно-выставочной деятельности «Деловой России» Павел Музыченко. — На форуме в Ялте два года я был гензастройщиком, на российском инвестиционном форуме было три подписанных контракта, на ПМЭФ у нас всегда от трех до шести стендов. От того, что происходит, страдает очень много компаний. И, что особенно обидно, это не недобросовестные поставщики, а лучшие компании России. Если про Сочи говорить, например, там все отменили за день до начала монтажа. Контракты были подписаны, деньги заплачены, стенды произведены. И все пришлось развернуть по пути. Это удар по индустрии, думаю, не все это смогут пережить. Я в выставочном бизнесе 20 лет и могу сказать, что ничего подобного раньше не было.

Если говорить о потерях, то, по оценке собеседника MerchNews, одна только отмена ПМЭФ обошлась рынку в 4 млрд рублей. Это выставочная застройка, монтаж оборудования мультимедиа, обслуживание. Плюс выручка, которую не получили отельеры, рестораторы, артисты. Точные цифры еще предстоит посчитать.

Организатор «Сурового Питерского SMM», Sold Out и других крупных деловых мероприятий Наталия Франкель тоже полагает, что отмена ивентов в России не пройдет для индустрии бесследно.

— На рынок происходящее влияет уже сейчас. Отмены особенно сильно ударили по тем, кто живет, по факту, одним ивентом в год. Очень многие подрядчики сейчас столкнулись с тем, что отменились заказы, клиенты, и это все напрямую влияет на их экономику. Не хочется говорить про банкротства, но серьезные экономические проблемы могут быть, — отметила собеседница MerchNews.

Основатель Центра деловых сообществ Максим Никитинский тоже поделился пессимистичными ожиданиями.

— У меня в планах было посетить четыре форума, которые в итоге отменены. На РИФ у всех наших коллег уже были куплены билеты и оплачены гостиницы, и мы поехали в Сочи, несмотря на отмену форума. То, что происходит — настоящий удар для ивент-индустрии, — прокомментировал MerchNews сложившуюся ситуацию Никитинский.

Меж тем, структуры, которые занимаются поддержкой бизнес-сообщества, начали диалог с российскими властями, рассказал Павел Музыченко из «Деловой России».

— Сидеть сложа руки и смотреть, чем все это закончится, мы не будем. Предложим государству варианты выхода из ситуации, какие-то вещи по стимулированию, налогам. Многие компании будут сокращать персонал, производственные мощности, — добавил он.

Как стало известно 18 марта, несколько дней назад ассоциации, объединяющие организаторов выставок и конгрессов, а также их подрядчиков, направили письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль. Этот документ подписали руководители Союза выставочных застройщиков, Российского союза выставок и ярмарок, Национальной ассоциации организаторов мероприятий, Национального конгресс-бюро и других профильных организаций и компаний.

По их оценкам, потери от запрета массовых мероприятий и ограничения поездок могут достигнуть 50 млрд рублей, а работу рискуют потерять до 140 тыс. человек.