14 октября 2021 года знаменитый итальянский авиаперевозчик совершил свой последний рейс AZ1586 из Кальяри в римский аэропорт Фьюмичино. Основанная в 1946 году компания запомнилась своими опозданиями, зелено-красной эмблемой и тем, что на её самолетах любили летать папы римские.
Тот, кто летал этой авиакомпанией, может купить себе на память оставшийся мерч, который сейчас спешно распродается.
Alitalia родилась с помощью англичан, которые после Второй мировой войны решили вложить деньги в экономику поверженного противника. Поначалу компания British European Airways владела долей 40% итальянской компании и обратила особое внимание на внутренний рынок. Во времена диктаторства Муссолини итальянцы могли воспользоваться самолетом только для поездки за рубеж – перемещения внутри страны монополизировали железные дороги и автобусы. В октябре 1946 годе трехмоторные Fiat G.12s стали летать между Римом, Турином и Катанией, а спустя несколько месяцев освоили маршруты в Осло и ливийский Триполи. Самолетов не хватало, поэтому англичане передали Alitalia пять бортов Lancaster Avro, которые за восемь месяцев 1947 года перевезли 10 967 пассажиров со 150 тоннами багажа.
В марте 1948 года итальянцы объявили о начале полетов из Милана в Буэнос-Айрес (Аргентина). Путешествие с посадками в Риме, Дакаре, Натале, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу занимало 36 часов. Вскоре пассажирам стало приятнее коротать время на борту – в конце послевоенного десятилетия в составе экипажей появились женщины.
В 1969-м Alitalia стала первой европейской авиакомпанией, парк которой состоял исключительно из реактивных самолетов. Ее услугами многие годы пользовался Ватикан, поэтому мало кто удивился, узнав, что папа Бенедикт XVI не раз молил Господа за безопасность полетов.
Писатель-сатирик Кристофер Бакли в своей недавней колонке в газете New York Times исследовал корни любви святого престола к зелено-красному бренду. Он рассказал о якобы найденном в папской библиотеке документе, носящем латинское название Numquam Ad Tempus («Никогда вовремя»), из которого стало ясно – история Alitalia берет начало в 1500-х годах, отмеченных политической турбулентностью и затягиванием поясов. Из документа следует, что для разработки средства срочной эвакуации понтифика папа Юлий II нанял самого Леонардо да Винчи. Спустя некоторое время великий изобретатель показал заказчику мраморную модель самолета, имевшую характерную окраску хвоста в зелено-красный цвет. Папе идея понравилась, но внутреннее оформление салона он решил поручить расписывавшему Сикстинскую капеллу Микеланджело.
Возможно, благодаря папским молитвам, аварий с человеческими жертвами в истории Alitalia было не так много: за все годы существования в катастрофах ее самолетов погибли 474 человека. Однако церковные власти оказались бессильны повлиять на соблюдение расписания полетов – компания долгие годы занимала одно из последних мест в Европе по пунктуальности.
Ужесточение требований Евросоюза к участию государства в коммерческих проектах и просчеты в бизнес-стратегии поставили Alitalia в начале XXI века на грань банкротства. Полное переформатирование её деятельности завершилось еще большими убытками, не помогло и существенное вливание средств от эмиратской Etihad Airways. Пандемия ковида, ударившая первым делом по Италии, усугубила финансовый крах, и теперь Alitalia уступит место новому государственному авиаперевозчику ITA (Italia Trasporto Aereo), самолеты которого будут окрашены в небесно-голубой цвет.
Между тем мёрч канувшей в Лету авиакомпании быстрыми темпами распродается. Особым спросом пользуются футболки ($17.80), стикеры (от $1.46), медицинские маски ($9.30), подушки ($17.93) с примелькавшимся за долгие годы логотипом. Желающим купить себе на память кусочек итальянской истории стоит поторопиться. Grazie!