Известный своими оригинальными ходами и до сих пор весьма удачно скрывающий личность автора (коллектива авторов) проект «уличный художник Бэнкси» вновь удивил.
В сети появилась информация о том, что открывается целых две «точки сбыта» творчества Бэнкси, а именно: шоу-рум на юге Лондона, двери которого никогда не будут открыты, и онлайн-магазин, в котором каждый покупатель может приобрести только один из демонстрируемых в шоу-руме товаров, по умолчанию являющийся произведением современного искусства. Например, дамскую сумочку в виде кирпича, футболку с логотипами известных брендов, наименование которых перечеркнуто и вместо них воспроизведена подпись Бэнкси, ковер «Бэнкси» в виде шкуры игрушечного тигра Тони и даже полицейский шлем, отделанный блестками и превращенный в диско-шар.
Стоимость вещей в интернет-магазине колеблется от 10-30 фунтов стерлингов до 500-600. На сайте отмечено, что специально для клиентов с низким доходом на товары установлены цены ниже рыночных. При этом отмечено, что количество предметов ограничено. Часть из них уже распродана, а часть — ожидается.
Чтобы стать счастливым обладателем предмета «от Бэнкси», предполагаемому покупателю было необходимо выбрать покупку до 28 октября 2019 года, а также пройти процедуру специальной регистрации на сайте. Докажите, что вы не робот и не лицо, влачащее получеловеческое существование, и ответьте на вопрос «Что значит искусство?». По вашему ответу, в случае нехватки товаров, покупатель будет определен, а «скучные персонажи» отсеяны. Количество слов ответа не должно превышать 50.
Бэнкси именует выставляемые на продажу предметы как «самые непрактичные и оскорбительные», однако сам шоу-рум, оформленный в виде стеклянной витрины, именует Gross Domestic Product, что можно перевести как «Валовый внутренний продукт» или «Товары народного потребления».
По сути, представляя подобный антиритейловый проект, художник (или художественный проект») Бэнкси демонстрирует одновременное нарушение законов маркетинга и гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальных прав.
— сохранение инкогнито создателя (создателей), что постоянно заставляет потенциального продавца сомневаться в подлинности произведения, так как не известно, какому именно автору оно принадлежит;
— отсутствие запрета автора копировать произведения, вносить в них изменения, дополнять и улучшать их. На сайте Бэнкси содержится практически призыв к совершению подобных действий;
— декларируемая недоступность и непрактичность выставляемых на продажу вещей.
Вместе с тем о защите интеллектуальных прав на имя, а точнее, на псевдоним, Бэнкси заботится. Если судить по размещенной на сайте информации, на открытие шоу-рума и интернет-магазина его толкнула некая компания, производящая открытки, которая не только пытается использовать наименование Banksy и даже зарегистрировать данное наименование в качестве товарного знака.
Всем остальным зрителям и, в особенности, юристам, специализирующимся на защите интеллектуальных прав, остается возможность с интересом наблюдать дальнейшее развитие ситуации, ведь приоритетное право на товарный знак имеет тот, кто первый его зарегистрировал, а не то лицо (или группа лиц), которая под ним творила, не имея к тому же вразумительных доказательств что он (они) и Бэнкси — одно и то же лицо.