За футболками от UNIQLO из коллекции KAWS: SUMMER в начале продаж выстраивались очереди. Почему весь мир сошел с ума от человечка с крестиками вместо глаз? Кто скрывается за именем KAWS и почему цены на его работы за два года удвоились?

Коллаборация с UNIQLO.

Брайан Доннелли (Brian Donnelly) родился в Джерси-сити. В школьные годы увлекся граффити, занимался «бомбардировкой» вагонов с баллончиком в руках и разрисовывал рекламные щиты. Сегодня под именем KAWS он входит в число самых востребованных художников в мире.

Когда Брайан учился в пятом классе, учительница сказала его матери: может быть, мальчик займется искусством? Брайан в то время был увлечен спортом и рисованием. Родители Брайана (мать — домохозяйка, отец — биржевой брокер) не слишком его опекали и были далеки от художественной среды, но и не вмешивались в его увлечения. Каждый день Брайан брал ролики и отправлялся болтаться по Нью-Йорку. От Нью-Джерси до Манхэттена билет стоил всего два доллара, и мальчик шесть часов в день красил стены большого города своими рисунками. Граффити в те времена были как спорт, а парни на Бруклин Бэнкс и Томпкинс-сквер — уличной бандой, собиравшейся со всех районов Нью-Йорка.

ХК Водник

В голову Брайана пришел изощренный вид пиратства. Он придумал вскрывать билборды на остановках и телефонных будках, наносить собственный рисунок поверх рекламы и затем возвращать стекло витрины на место. Прохожие не сразу обращали внимание на трансформацию рекламы в нечто другое, но присмотревшись, удивлялись. Брайан любил такие игры в перемену смыслов и превращение рекламного постера в произведение искусства. До сих пор фотографии этих пиратских граффити можно найти в интернете. В школе голова Брайана была занята рисованием. «Я засыпал и просыпался с мыслями о граффити», — вспоминает он. Его привлекали плакаты с Кейт Мосс, Кристи Терлингтон, реклама Calvin Klein.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @kaws

Некоторые воспринимали его деятельность как крестовый поход против рекламы, но на самом деле в этих набегах был лишь жест начинающего художника. Брайан просто любил фотографии и рекламу. А кроме того, это был своеобразный способ общения с уличными друзьями. Именно парни с улицы и обращали внимание на знаки, которые Брайан расставлял на мрачных стенах. О тех временах Брайан говорит буквально следующее: «Когда я делал граффити, я думал, что хочу говорить с миром на своем графическом языке».

Брайан закончил школу визуальных искусств в Нью-Йорке и решил, что ремесло иллюстрации поможет ему найти работу, обеспечит материально. Однажды он показал свои граффити учителю, но тот посоветовал заняться более надежным делом и бросить «ерунду». После учебы Брайан поработал немного в компании Disney рисовальщиком фонов для мультипликации, а в 1996 году отправился в Японию, чтобы познакомиться с Джуном Такахаши и окунуться в уличное искусство Токио. Именно Токио на рубеже веков был столицей уличной моды, где панк был густо замешан на американских мультиках.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @kaws

 В 1999 Брайан придумал лейбл KAWS и сделал свою первую виниловую игрушку — фигурку Микки Мауса с крестиками на месте глаз. «Будто Микки хлебнул из бутылочки с надписью Poison», — так объясняет эту работу Брайан в разговоре с Тони Магуайером, опубликованном в Interview Magazine.

Фигурка получила имя Companion, и тираж в 500 экземпляров был быстро раскуплен японскими подростками. Брайан начал сотрудничать с японским брендом Bounty Hunter и делал реплики на тему героев «Симпсонов», «Смурфиков» и «Губки Боба». Вскоре под маркой KAWS он запустил линию уличной одежды, а потом его стали приглашать Nike, Vans, Comme Des Garçons. Брайан в те годы оформлял обложки поп-журналов, альбомы музыкантов и вообще не отказывался от работы, где требовался графический дизайн. Один раз ему даже заказали оформление лимитированной партии бутылок Hennessy. В 2008 году увидел свет альбом Канье Уэста Heartbreak с обложкой от KAWS. Это означало одно: успех. Его карьера поднялась на дрожжах токийской уличной культуры. Виниловые фигурки в Японии стали предметом поклонения.

Один из придуманных им персонажей, Companion, в виде воздушного шара принял участие в параде на День Благодарения в Нью-Йорке. Итальянское издательство Skira/Rizzoly выпустило монографию, посвященную творчеству KAWS. Брайан Доннели под именем KAWS вошел в мир современного искусства. Сам он, впрочем, не отделяет искусство от дизайна, продукт от произведения. Он продолжает выдумывать персонажей и масштабирует их для выставок и акций. Некоторые достигают десятков метров в высоту. В марте 2019 года надувная 121-футовая версия Companion украшала гавань в Гонконге в честь там выставки Art Basel. 

 
проходящей 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @kaws

Цены на работы Брайана стремительно растут, в отчете ArtnetIntellegencе утверждается, что средняя цена его произведений за два года, начиная с 2017 года, удвоилась. В течение 2018 года его работы в сумме были проданы за 33,8 млн долларов. Брайан Доннели сотрудничает с модным домом Dior и братьями Кампана, его стиль, броский и слегка загадочный, имеет поклонников по всему миру. Ушастик Companion с глазами-крестиками шагает от Сеула до Парижа, а футболки UNIQLO c его изображением вызывают ажиотаж и столпотворение. Недавно Брайан купил здание неподалеку от бруклинской студии и заказал интерьер своему другу, японскому дизайнеру Масамичи Катаяма. Тут, в Бруклине, планируется открыть центр вселенной KAWS. Кстати, что означает слово KAWS?