Американский студенческий сайт The Daily Californian озаботился проблемой призрачного мерча. Дело в том, что в США существует практика, при которой производители спортивного мерча во время особо ответственных соревнований, например, финала НБА, заготавливают двойной набор праздничных футболок, свитшотов и бейсболок на случай победы той или иной команды. После победного свистка, когда определяется чемпион, мерч проигравшей команды отправляется, в порядке благотворительности, в беднейшие африканские страны – в Гану, Кению и Нигерию.

Такая «благотворительность» часто принимает формы утилизации. Так, например, в Гане грузовики с ненужной  одеждой прибывают каждую неделю, причем 40% этой одежды в итоге оказывается на помойке, откуда дожди смывают ее в море или забрасывают на пляжи. Гниющие кучи текстиля местные прозвали «Оброни Ваву», то есть «Шмотки мертвых белых». Этот поток ненужной одежды – не только спортивного происхождения; это суммарный результат европейских и американских трендов быстрой моды.

Что же касается той одежды, которая не попадает на помойку, а используется местными жителями, то и с ней все не слава Богу: поток дешевого секонд-хенда не дает развиваться местным производителям одежды. Да и продавцы секонд-хенда, отдавая свой товар буквально за гроши, сильно зависят от качества поступающей одежды, которое варьируется от случая к случаю. В Кении, например, средняя стоимость подержанной одежды из США составляет от 5% до 10% от стоимости новой одежды местного производства.

Что уж говорить о таких мелочах, как человеческое достоинство. Если американцы не хотят носить футболку проигравшей команды, то почему же ее должны носить ганцы, кенийцы или нигерийцы? Эти страны не только не испытывают нехватки элементарных потребностей, таких как одежда, но скорее завалены ненужным текстилем. Тем не менее, богатые страны продолжают щедро посылать ненужное, умиляясь себе за такую ​​очевидную щедрость.

Потребители спортивного мерча, радуясь победе любимой команды, никогда не задумываются, как это получается, что футболка, отмечающая эту победу, достается им в тот же день. Это – один из признаков американского потребительского ландшафта. Но потребление в одном краю света становится причиной тяжелых последствий на другом краю.

Сейчас, когда спортсмены все чаще занимаются экоактивизмом, они должны использовать свой медиа-ресурс, чтобы призвать фанатов использовать экологичные и справедливые альтернативы, считает сайт The Daily California. В конце концов, победа хороша в любом случае – даже если придется немного подождать, пока прибудет праздничный мерч, отмечающий эту победу. 

А если все же невтерпеж, то придумайте способ, при котором мерч проигравшей команды мог бы тоже найти себе жизнь не только на африканских свалках.