Исторически сложилось так, что музеи в России, в отличие от своих американских собратьев или русских олигархов, мягко говоря, небогаты. Музейные фонды нуждаются в определенных условиях хранения, музейные залы нуждаются в ремонте, экспонаты — в реставрации, а сотрудники — в премиях, так как фонд заработной платы музея, государственного учреждения, чуть больше официального прожиточного минимума, на который, как известно, прожить нельзя.
Если музей — государственное учреждение, то его расходы финансируются за счет бюджета в рамках утвержденной годовой сметы, и превышение их иногда становится трагедией для коллектива. Ни для кого не секрет, что часто, особенно в провинциальных музеях, фанатично преданные своему музейному делу сотрудники оплачивают музейные же нужды из своих собственных зарплат.
С частными музеями ситуация чуть лучше, но, как показывает практика, ровно до тех пор, пока у собственника не заканчиваются деньги и не начинаются проблемы. В абсолютном и подавляющем большинстве случаев частные музеи убыточны ничуть не меньше, а чаще и значительно больше, чем государственные.
Одним из немудреных способов заработка и для частных, и для государственных музеев является музейный мерчандайз, то есть продажа в музейных магазинчиках и реже на сайтах продукции с логотипами музея и принтами самых узнаваемых экспонатов: декоративных чашечек, платочков, магнитиков, блокнотиков и прочих сувениров «на память».
Доходы, получаемые музеями от реализации сувенирной продукции, довольно часто являются серьезным подспорьем. В первую очередь спросом пользуются каталоги актуальных музейных выставок и мелкая сувенирная продукция: блокноты, открытки, значки.
Разумеется, вся сувенирная продукция маркирована логотипом музея и имеет нанесенный для привлечения внимания принт — фрагмент картины, фотографии или иного изобразительного объекта, который, в свою очередь, является объектом защиты интеллектуальных прав.
До последних нескольких лет вопросов, связанных с реализацией сувенирной продукции музеями, у самих обладателей интеллектуальных прав — художников и их наследников, не возникало. Наоборот, многие были рады, что именно их работа приобретет некий оттенок «медийности». Однако ситуация круто изменилась, когда в 2018 году на рынке интеллектуальных прав появился и начал крайне активно действовать новый игрок УПРАВИС.
Если растолковать этот революционный «новояз», то становится понято, что УПРАВИС представляет собой некое юридическое лицо, Ассоциацию правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства. При этом Ассоциация УПРАВИС действует от имени обладателей интеллектуальных прав и наследников как при наличии заключенного с ними договора — поручительства, так и без такового, то есть коллективно, от имени всех.
В полномочия УПРАВИС входит не только право требовать 5% от стоимости каждой публично проданной работы (право следования), но также и право требовать отчислений за «воспроизведение произведений и доведение их до всеобщего сведения». Таким образом, производство и реализация музейной «сувенирки» по действующему ныне законодательству представляет собой, помимо прочего, использование авторских интеллектуальных прав.
Иными словами, действуя по букве закона, музей должен найти самого художника или его наследников или заключить договор с УПРАВИС, по которому получит право «воспроизводить произведения» художника на своей сувенирной продукции. Разумеется, данный договор является для музея услугой отнюдь не безвозмездной.
Размер авторских отчислений, установленный УПРАВИСом, значителен. Он составляет в среднем около 1000 рублей за публикацию каждого произведения в каталоге (цена варьируется в зависимости от места публикации, ее размера и тиража) и от 1000-3000 рублей за использование в качестве принта на сувенирной продукции. Таким образом, при публикации в каталоге, например, 50 работ современного художника или художников, сумма, подлежащая выплате УПРАВИСу, будет составлять порядка 50 000 рублей. Добавим к этой сумме расходы на производство каталога или печатной продукции и особенности музейного спроса.
В итоге мы видим ситуацию, когда производство, например, художественных или выставочных каталогов, становится невыгодным с точки зрения экономики и музеи вынуждены отказываться от данной деятельности, которая, по существу своему, носит культурно-просветительский характер.
Важно учитывать и еще один серьезный фактор: интеллектуальной защите подлежат исключительно те произведения, авторы которых умерли менее чем 70 лет назад. Таким образом, на сегодняшний день музеи могут бесплатно воспроизводить работы художников, умерших до 1949 года. Это означает, что значительный художественный пласт — вторая половина ХХ века — может оказаться «за бортом» в силу особенностей законодательства. Если художник умер после 1949 года, все его авторское наследие защищено интеллектуальными правами и УПРАВИС имеет право требовать денежную компенсации за их использование.
Безусловно, любая дополнительная нагрузка на музеи является нецелесообразной, поскольку музеи не являются коммерческими организациями и не имеют своей целью получение прибыли. Функции музеев как учреждений культуры — доводить произведения искусства до всеобщего сведения, и требовать с них за это авторские отчисления, возможно, является не только смелым, но и немотивированным решением.
Однако действующий закон обсуждать бессмысленно. Его нужно исполнять. В противном случае музеи ожидает неприятная судебная перспектива, как уже было с Государственным центральным театральным музеем имени Бахрушина, получившим иск от УПРАВИСа на 980 000 рублей (дело АС г. Москвы №А40-159225/18-110-1197).
К чести УПРАВИСа, учитывающего и закон, и обстоятельства музейной деятельности, агентство занимает на сей день довольно лояльную позицию и готово обсуждать условия и заключать мировые соглашения. Так, спор с театральным музеем закончился мировым соглашением, сумма требований по которому была уменьшена УПРАВИСом более чем в 10 раз и составила в итоге 81500 рублей.
Происходящее, безусловно, заставляет задуматься о необходимости соблюдения баланса прав наследников и музеев. И, конечно, требует дополнительных источников финансирования для музеев, включая особые условия для такого необходимого для развития культуры, как музейный мерчандайз.