Интернет пестрит предложениями о продаже одежды и других товаров с нецензурными надписями. Алишер Моргенштерн, Елена Темникова и даже Александр Невзоров не стесняются выставлять в своих фаншопах и на страницах соцсетей бранные надписи. Но законно ли рекламировать и продавать такую продукцию? Отвечает Виолетта Колосова, специалист юридической службы «Единый центр защиты».
По вопросу, какие слова можно отнести к нецензурным, стоит сразу оговориться, что понятие «нецензурная брань» — это лишь составная часть так называемой ненормативной лексики, понятие которой шире и включает в себя не только бранные нецензурные слова (мат), но и неприличные, грубо-просторечные слова и выражения. Суды и Роскомнадзор придерживаются мнения, что бранные и нецензурные коннотации тоже относятся к ненормативной лексике, если в людском сознании вызывают стойкую ассоциацию с тем или иным словом, учитывая контекст. Контекст существенно влияет на смысл текста и его восприятие и, в конечном итоге, на юридическую ответственность.
Роскомнадзор не раз писал, что матом считаются слова на буквы Х, П, Б, Е, а также образованные от них слова и выражения, однако специалисты, проводящие в суде лингвистические экспертизы, сходятся во мнении, что перечень нецензурных слов четко не определен.
Часто встречается замаскированная нецензурная лексика. Например, штраф заслужила компания, разместившая рекламный баннер со словами «Полный песец». Суд высшей инстанции счел, что речь здесь идет отнюдь не о белой полярной зверюшке, и компания вполне знала, что делает и на что намекает. Примерно также было оценено слово «оГРИННеть» на рекламном щите компании «Гринн». Суд посчитал, что оно может быть образовано путем замены в человеческом сознании букв Г и Х или смешения в произношении звуков Г и Х.
Сюда же можно отнести и футболку с тремя буквами из магазина Александра Невзорова. Ассоциация с известным матерным словом может быть чревата для магазина штрафом. Сокращение или выделение в словах непристойных частей неприемлемо.
В любом случае, решающее слово за судами. По их мнению, ненормативная лексика — понятие очень широкое, растяжимое и оценочное. Но уже из приведенных примеров видно, что Роскомнадзор, ФАС и суды толкуют норму закона «О рекламе» весьма расширительно. И порой, несмотря на свои же рекомендации о том, чтобы в публичных выступлениях, печати и рекламе хотя бы частично закрашивались неприличные слова, Роскомнадзор и ФАС налагают ответственность на компании за скрытое использование ненормативной лексики.
Если одежда, содержащая нецензурную брань, выставлена в торговом зале или в интернете на всеобщее обозрение и при этом никаким образом мат не заблюрен (размыт), не закрыт и не закрашен — это нарушение. Дело в том, что запрет на публичную демонстрацию мата закреплен законодательно, в том числе и в законе «О рекламе», статье 5.
Предприимчивым продавцам можно выйти из положения, как это сделали недавно в московском ЦУМе. Нашумевший принт Vetements стал продаваться только в интернете с полностью размытыми матерными словами и пометкой 18+. Заметим, что детей от матерной речи защищает закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Среди детей нельзя распространять информацию, содержащую нецензурную брань. За нарушение этого запрета предусмотрены штрафы и/или приостановление деятельности нарушителя.
Прогулка в одежде с нецензурной бранью может окончиться штрафом за мелкое хулиганство по статье 20.1 КоАП РФ. По ней ответственность возникает за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, и влечет наложение административного штрафа или административный арест.
Если к вам подошел полицейский и указывает на нарушение общественного порядка, а вам не во что переодеться, снимайте одежду, выворачивайте ее наизнанку и надевайте снова, если, конечно, не хотите ходить голым или платить штраф.
Закон о СМИ называет нецензурную лексику злоупотреблением свободой массовой информации, иными словами, нельзя использовать СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань. По нормам КоАП РФ есть ответственность за нарушение порядка изготовления и распространения продукции СМИ, штраф с конфискацией предмета административного правонарушения.
Что касается соцсетей, действует правило статьи 8 закона «О СМИ», согласно которой любой сайт в интернете, который зарегистрирован как сетевое издание, является СМИ с вытекающими из статуса СМИ обязанностями соблюдать требования указанного закона, в том числе правила о недопустимости нецензурной брани. Регистрация ресурса в качестве СМИ добровольна.
В отношении интернет-СМИ сам факт размещения пользователем нецензурной брани в комментариях на портале или в блоге нарушением, по мнению Роскомнадзора, не будет. Но администрация/редакция по представлению данного ведомства должна удалить данный комментарий или отредактировать его (если это возможно), иначе владелец СМИ получит предупреждение и, возможно, штраф.
В настоящее время законодательство РФ не содержит запрет на мат и нецензурную брань в блогах, которые по правовому регулированию теперь уже не приравнены к СМИ, независимо от количества посещений и популярности, если, конечно, сам блогер не захочет зарегистрировать свой интернет-ресурс в качестве СМИ.
В своем блоге можно употреблять нецензурную брань, но только в том случае, если она не связана с оскорблениями конкретных лиц, государства и не будет нарушать права и интересы детей.
Соцсети, которые не являются средствами массовой информации, можно при определенных критериях отнести к аудиовизуальным сервисам, к которым статья 10.5 федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предъявляет требования о недопустимости контента, содержащего нецензурную брань, под угрозой уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.
При этом, в УК РФ и КоАП РФ ответственность за подобные правонарушения отсутствует, а значит нормы о запрете нецензурной брани в соцсетях, не являющихся СМИ, по сути «мертвы».
Соцсети, которые преимущественно размещают контент своих участников, к аудиовизуальным сервисам и организаторам распространения информации не относятся. К ним, как и к блогерам, нынче вообще никаких запретов на нецензурную брань или в целом за ненормативную лексику не применяется, просто лишь потому что исполнение данных запретов обеспечить и проконтролировать очень сложно.
Резюмируя сказанное: любая демонстрация товара в реальных (офлайн) магазинах попадает под запреты законодательства «О рекламе», а если она ведется в соцсетях, зарегистрированных в качестве СМИ — то действуют еще и ограничения, предусмотренные законодательством о СМИ. В случае нарушений такая реклама влечет за собой административный штраф по ст. 14.3 КоАП РФ. И даже может повлечь приостановление или прекращение деятельности средства массовой информации по статье 13.21 КоАП РФ, но прекращение деятельности самой соцсети это не повлечет, она может существовать без статуса СМИ и дальше.
«Единый центр защиты»