Print-on-demand или печать по запросу — один из ультрасовременных, быстрорастущих сегментов дропшиппинга; особенно стремительный взлет в этой отрасли произошел совсем недавно, с начала коронавирусной пандемии.
На вопросы MerchNews.ru отвечает Олеся Рогалева, основательница компании «ЯМАЙКА».
Как вы видите для себя, что такое print-on-demand?
«Печать по запросу» — это производство по факту получения заявки на товар: продавец не держит склад с готовыми изделиями, а оперативно производит их под заказ.
Многие наши клиенты работают по такой системе: продают виртуальные футболки, а затем оформляют у нас заказы ровно на то количество, которое было продано, даже если это всего 1 штука.
Какие преимущества в такого рода услуге?
При работе по такой системе отпадает необходимость в содержании склада готовых изделий и решается проблема неликвида. Сегодня многим владельцам брендов уже не нужно запускать свое производство, а достаточно найти хорошего и оперативного подрядчика по пошиву и печати. С точки зрения маркетинга, print-on-demand — отличный инструмент для проверки гипотез и понимания спроса. Отмечу, что такая система — большой шаг на пути к осознанному бизнесу, позволяющая решить проблему перепроизводства.
С точки зрения маркетинга, print-on-demand — отличный инструмент для проверки гипотез и понимания спроса. Отмечу, что такая система — большой шаг на пути к осознанному бизнесу, позволяющая решить проблему перепроизводства.
Пожалуй, единственное, в чем производство небольших партий и штучных экземпляров уступает классической модели работы со склада — это в цене. Например, напечатать полноцветный принт форматом А4 на белой хлопковой футболке в рознице стоит у нас 1000₽ вместе с текстилем (печать осуществляется текстильным принтером). На тираже в 20 штук такое же изделие выйдет в 656₽, а при печати такой же партии шелкографией в 50 штук — 514₽.
Кто, как и почему делает и заказывает мерч в одном экземпляре?
Мерч в единичных экземплярах актуален для художников и иллюстраторов, молодых брендов, небольших команд и заведений, а также для дизайнеров, работающих с повесткой — вчера в мире произошло какое-то событие, а уже сегодня в их соцсетях можно купить футболку с принтом на злобу дня.
Для творческих профессий и фрилансеров «печать по запросу» — отличный инструмент для заработка. Есть множество онлайн-сервисов, позволяющих без финансовых вложений создавать витрины с виртуальным мерчем, и получать отчисления по факту проданных изделий. Писателям уже тоже не нужно на последние деньги выпускать книги — если вы продаетесь на Amazon, сразу после покупки сервис напечатает вашу работу за пару минут и отправит ее читателю, перечислив вам фиксированный процент. Процесс продажи и производства для авторов сейчас максимально упрощен.
Для творческих профессий и фрилансеров «печать по запросу» — отличный инструмент для заработка.
Какие преимущества у вашего сервиса? Почему нужно заказывать футболку с принтом именно у вас?
Все просто: мы работаем быстро, качественно и доступно. В отличие от многих других компаний, в «ЯМАЙКУ» можно прийти с идеей в голове и через 30 минут уйти с готовым изделием: наши дизайнеры на месте помогут оформить принт, предложат на выбор качественный текстиль нашего собственного производства, оперативно напечатают изделие за 15-20 минут, и стоить это будет в пределах 1000 рублей. На принты, напечатанные на наших изделиях, мы даем гарантию, и если что-то случится с футболкой после пары стирок, мы вернем деньги или перепечатаем ее за свой счет. Также мы уделяем большое внимание и тому, чтобы клиентам было легко нас найти (никаких дворов, проходных и подвалов) и приятно у нас находиться: весь текстиль можно примерить в примерочной, а во время ожидания заказа — порисовать, почитать тематические книги и журналы, выпить кофе со скидкой в соседней кофейне или просто отдохнуть и послушать приятную музыку.
Есть ли какие-то ограничения по дизайну, материалам, технологиям и т.п.?
На нашем производстве доступны 3 метода нанесения принтов: шелкография, цифровая печать и печать текстильными пленками (термоперенос). Шелкографией мы наносим принты любой сложности без ограничений по цветности в макетах, за что уже 3 года подряд берем золотую награду европейской выставки FESPA. Максимальный размер печати шелкографией у нас — 38х48 см, принтером — 40х53 см. Мы специализируемся на работе с натуральными тканями, преимущественно с хлопком, но нам доводилось печатать на самых разных материалах, в том числе на ткани для книжного переплета и бинте. И получалось круто, скажу я вам.
Бывали ли случаи, когда вы отказывали клиентам, и почему?
Мы — клиентоориентированный сервис и для нас это не пустые слова. Мы разбираем с сотрудниками все негативные отзывы и претензии по браку, проводим работу над ошибками и 99% спорных ситуаций решаются в пользу клиента, но ситуации с отказами случаются и у нас. В единичных случаях мы отказывали в заказе, когда заведомо понимали, что клиент уйдет недовольный или результат нашей работы не будет на пятерку.
Бывает, что нам приносят для печати уже готовые изделия со сложным пошивом или материалы, не предназначенные для печати теми технологиями, которыми мы владеем. Когда нас просят реализовать задумку с очень высокой вероятностью брака (ввиду технологических особенностей нашего оборудования) мы предпочитаем отказать, чем потратить свое время и время клиента и выдать некачественный продукт.
У нас есть список тем, запрещенных к печати, и чаще всего отказы случаются из-за принтов с матом. Мы не печатаем нецензурные выражения на русском языке, и если клиент не соглашается заменить в тексте принта пару букв на звездочку или другой символ или не хочет оформить текст латинскими буквами, то в первозданном виде мы от печати такого принта откажемся.
Какие тексты можно и нельзя печатать в вашем сервисе?
Мы определили ряд табуированных тем, на основании которых мы можем отказать клиентам в печати принтов. Среди них:
- изображения порнографического характера;
- экстремистская символика и символика запрещенных в Российской Федерации организаций;
- сатанинская символика;
- христианские иконы;
- изображения и тексты, унижающие людей по признакам религиозной, национальной, территориальной или иной принадлежности;
- призывы к насилию, в том числе насильственному свержению власти;
- нецензурные выражения;
- призывы к употреблению наркотиков, алкоголя, курению.
Согласились ли бы вы напечатать футболку с надписью «Россия будет холодной» (один сервис отказал это сделать изданию «Холод»)? Если нет, то почему?
Главное — чтобы не голодной. А на случай прохладной погоды у нас есть замечательные свитшоты и утепленные худи — вечный хит последних лет.
Согласились ли бы вы напечатать футболку с надписью «Я не боюсь, и вы не бойтесь»? Если нет, то почему?
Вот вы — знаете, чья это фраза. А большинство наших дизайнеров, которые будут ее печатать, скорее всего нет. Она не попадает ни под один пункт из перечня запрещенного к печати — так почему бы ее не напечатать? В страхе нет ничего хорошего, может, и наш клиент на заборе ее увидел — понравилась — захотел себе такую на футболку. Люди очень часто печатают что-то без подтекста.
Согласились ли бы вы напечатать антиваксерскую футболку, например, с надписью: «Спутник 1957 — Да! Спутник 2020 — Нет!». Если нет, то почему?
Мы не «про» и не «анти». Мы за свободу выбора. Человек наделен даром анализировать информацию и на основании этого анализа принимать решения. «Спутник», «Модерна», «Пфайзер» — какая разница? Считаешь, что она тебе нужна и хочешь об этом сказать — сделай футболку (как альтернатива значку на аватарке в фейсбуке), считаешь это злом и хочешь, чтобы твое мнение видели, — сделай другую. У нас все просто. На законодательном уровне нет запрета ни на пропаганду, ни на антипропаганду.
Обращаете ли вы внимание на орфографические ошибки в надписях?
Разумеется, если сотрудник заметит в макете ошибку или недостающий элемент, то он задаст клиенту уточняющий вопрос, но зачастую ошибки в правописании оказываются авторской задумкой. Как таковую обязательную проверку на орфографию и пунктуацию принты не проходят, так как приемом заказов у нас занимаются менеджеры и дизайнеры, а не корректоры.
Какие изображения и по каким критериям считаются порнографическими?
Половые органы и сам процесс их взаимодействия.
Обращаете ли вы внимание на авторские права при печати картинок?
Нет, мы не осуществляем проверку наличия авторских прав. Мы печатаем то, что нам предоставляют клиенты.
Как вы относитесь к глуму — например, специальное искажение известных брендов?
Если автор принта так видит — почему нет? В большинстве случаев это довольно забавно. Можно даже сказать, что последние пару-тройку лет это — определенный тренд. Кто-то любит Balenciaga, кто-то Balencibaba — у всех свои «пунктики».
Расскажите, пожалуйста, три-четыре интересных случая из практики вашего бизнеса.
На шелкотрафаретном производстве мы часто работаем с вытравными красками. Нанесение принтов вытравкой похоже на «обратную печать». Этот метод позволяет «удалить» с изделия краситель, с помощью которого эта вещь была ранее окрашена (а все изделия, которые мы носим, прошли процедуру прокраски). В одном из заказов нам никак не удавалось протравить черные футболки, потому что в результате получался не бежевый принт (цвет небеленого хлопка — бежевый), а зеленый. Как оказалось, у поставщика залежались на складе зеленые футболки, и их решили перекрасить в самый ходовой черный цвет. При обычной печати это бы никак не повлияло на результат, но при печати вытравкой это критично. Теперь мы всегда предупреждаем клиентов, которые предоставляют нам свои футболки для вытравной печати, что возможны такие неприятные сюрпризы.
Как-то раз мы заказали для наших принтерий брендированные сувенирные шоколадки, которые вкладывали в напечатанные заказы. Всё бы ничего, вот только принты мы закрепляем термопрессами, и футболки попадают в пакеты очень горячими. Нетрудно догадаться, почему мы впоследствии перешли на карамельки.
К слову о горячем, вспомнилась история с тех времен, когда мы еще делали сублимацию на кружках. 31 декабря уже под закрытие принтерии мы напечатали клиенту кружку. Он влетел к нам буквально за 5 минут до конца рабочего дня и очень радовался, что не оставит любимую без подарка. Спустя минуту он вернулся к нам с осколками и рассказал, что кружка была очень горячая, он положил ее в сугроб, чтобы охладить, а она моментально лопнула.
А в прошлом году мы придумали пророческий дизайн для футболок! К новогодней фотосъемке накануне 2020 года мы разработали принт с Кевином из фильма «Один дома»: на нем герой кричит по случаю наступления 2020-го. Уже тогда мы как будто бы знали, с каким выражением лица мы проведем тот год.
«ЯМАЙКА»