В октябре 2020 года в маркетинговом агентстве Dataduck появилась Mana — инструмент, который позволил сотрудникам говорить друг другу «спасибо» в виде внутренней валюты – «маны», а за полученную ману покупать мерч во внутреннем магазине.
В мае 2021 года Dataduck были отмечены премией HR-бренд за 2020 год в номинации «Северная столица» — в том числе за проект Mana, укрепивший внутренние коммуникации в компании, повысивший мотивацию сотрудников и сокративший ежемесячные расходы на мерч на 20%.
Анна Хреева, HR-менеджер Dataduck, поделилась историей рождения и реализации проекта Mana: «В 2019 году, когда стоял вопрос развития HR-процессов компании, мы придумали HRackathon. Его целью было вовлечь сотрудников в совершенствование HR-процессов, собрать свежие идеи и решения. Благодаря хакатону мы получили несколько крутых идей, которые впоследствии были успешно реализованы.
К внедрению Mana мы подошли системно: доработали идею, собрали команду, привлекли отдел рисков, чтобы правильно рассчитать финансовую базу, и приступили к разработке».
Сейчас Mana — полноценный инструмент нематериальной мотивации. Каждый месяц всем сотрудникам начисляется по 5 ман на раздачу, с их помощью можно благодарить коллег за помощь, свежие идеи или ценный фидбэк. За полученную ману можно совершать покупки во внутреннем магазине (ManaShop) — там представлен мерч, различные сертификаты (Ozon, Яндекс, Netflix), компенсация стоматологии и даже day off.
Мана постоянно совершенствуется: собираются пожелания от сотрудников по UI/UX, ManaShop наполняется новыми позициями. Всего в Манашопе представлено около 20 позиций мерча: стикерпаки, ручки, ланъярды, блокноты, шоперы, бутылки для воды, кружки, рюкзаки, перчатки.
Иногда ассортимент дополняется мерчем, заказанным для специальных событий компании. Например, после одной из корпоративных вечеринок оставалось некоторое количество брендированного крафтового пива — в Манашопе его раскупили за пару дней.
Самыми популярными позициями на текущий момент являются пледы, защитные маски, пиво и футболки. В ближайших планах HR-отдела — изготовление сезонных коллекций мерча.
Mana обрела большую популярность внутри Dataduck, поэтому со временем компания стала расширять зоны ее присутствия. Начали выдавать дополнительную ману за помощь HR-отделу: разработку внутренних продуктов, написание статей и постов для социальных сетей. В целях мотивации Dataduck делает скидки на спортивные товары сотрудникам, которые ведут активный образ жизни. Мана начислялась и за участие в «Тотальном диктанте». Недавно стали поощрять буккроссинг — благодаря этому в Mana появился отдел с книгами. Сотрудники приносят книги и получают одну ману в случае, если книгу забрали.
Благодаря всем этим возможностям Dataduck надеется поддержать переход от культуры потребления к культуре заботы.
Сейчас на компанию работают несколько подрядчиков в Петербурге, этот круг стараются расширить, чтобы мерч всегда оставался уникальным и эксклюзивным. «Очень часто у нас есть готовая идея, и нам хочется отходить от шаблонных решений, изготавливая макеты специально под нас. Внутри компании есть дизайнеры, которые разрабатывают крутые решения», — говорит Анна Хреева.
Отдельно разрабатывается мерч для партнеров компании, сейчас в процессе разработка мерча для внешних ивентов.
HR-директор Dataduck Семен Ляшенко отмечает, что Mana позволила не только закрыть вопрос потребности в мерче, но также значительно снизить расходы на него. Внедрение Mana позволило Dataduck сократить ежемесячный бюджет на 20% — все благодаря тому, что теперь компания может прогнозировать спрос и не закупать непопулярные позиции.
Mana — хороший пример того, как один инструмент может помочь в достижении нескольких целей: укреплении внутренних коммуникаций, мотивации и снижения издержек на мерч.
Dataduck