Мы готовили специальный материал про особенности благотворительных мерч-проектов, но неприятная история, которая произошла 18 августа вокруг ситуации с продажей мерча «Доброшрифт», вызвала необходимость начать дискуссию о правилах работы в этой сфере. Для первого комментария мы обратились к генеральному директору GEN Store Алексею Грунскому, но сначала кратко опишем вчерашний конфликт.
Основательница благотворительного фонда помощи детям с инвалидностью «Подарок ангелу» Анастасия Приказчикова заявила, что с октября 2020 года не может получить деньги от продажи мерча «Доброшрифт» от своего коммерческого партнера — рекламного агентства «Сметана».
«Мы больше не верим в некоммерческую составляющую проекта и в добросовестность агентства «Сметана», которое делало проект в партнерстве с нами, — пишет Анастасия Приказчикова. — Фонд так и не получил средства за проданный в 2020 и 2021 году мерч «Доброшрифта», который реализовывало агентство «Сметана» на сайте проекта, эти средства не были направлены на поддержку подопечных и программы фонда, как было заявлено агентством во всех коммуникационных материалах.
А это значит, что обмануто огромное количество людей, которые покупали мерч для того, чтобы помочь детям с церебральным параличом в рамках проекта, всего на сайте, по данным агентства, было продано 2247 единиц товаров.
Много месяцев мы требуем от агентства перечислить средства, чтобы оказать заявленную помощь детям и отчитаться перед благотворителями за каждый рубль, полученный в рамках проекта, как это было по итогам 2019 года (подробный отчет есть на нашем сайте)».
Действительно, на сайте онлайн-магазина «Доброшрифт» указано: «За отчетностью и подтверждающими документами вы можете обратиться напрямую в Фонд "Подарок Ангелу"».
В 2020 году глава агентства Андрей Бузина объявлял, деньги от реализации всех товаров идут на реабилитацию детей с ДЦП. Вчера в ответе на обвинение фонда «Подарок ангелу» Андрей Бузина написал: «Отмечу, что агентство не зарабатывает на мерче. 100% прибыли от ее реализации (около 21%) идёт в фонд, это отражено в отчете. 79% стоимости образуют расходы на материалы, производство, доставку, складское и клиентское обслуживание, комиссия за эквайринг и налог. Агентского интереса здесь нет».
Хотя экспертам рынка расходы агентства кажутся слегка завышенными, а при продажи мерча в пользу благотворительных фондов нужна максимальная прозрачность. И чтобы в дальнейшем не возникало таких конфликтных ситуаций, которая произошла вокруг мерча «Доброшрифта», возможно, рядом с описанием товара хорошо бы было указывать и процент, отчисляемый на благотворительность. Иначе подобные скандалы будут вызывать у покупателей недоверие к благотворительным акциям.
На сайте GEN Store применена модель, когда для большинства совместных проектов с благотворительными организациями стоимость отчисления указана рядом с товаром.
Покупатель знает, что 700 рублей от продажи каждого фартука перечисляются в Центр «Антон тут рядом» для помощи людям с аутизмом.
Генеральный директор GEN Store Алексей Грунский рассказал MerchNews, как выстраивать отношения с благотворительными фондами и почему желательна маркировка доли, которую магазин переводит НКО.
«Проект GEN Store является дистрибьютером продукции «Проекта 111» и развивает свое направление «Благотворительность через мерч». В рамках этого направления мы сейчас сотрудничаем с «Ночлежкой», фондами «Изношенные пуанты» и «Точка опоры», а также ведем переговоры с несколькими другими фондами. Ранее хотели подключиться и к проекту «Доброшрифт», но нам показалось, что предложенная модель работы с фиксированной выплатой за право использования шрифта не позволит нам создать прозрачную модель, показывающую объем реальной помощи фонду.
Что касается благотворительных проектов GEN Store, то с каждым фондом мы напрямую заключаем договор, в котором прописываем процент вознаграждения от оборота. Например, для «Ночлежки» это 25%. То есть с каждой проданной за 1500 рублей футболки мы переводим в фонд 375 рублей.
Для большинства совместных проектов размер отчисления указан рядом с товаром. Мы стремимся к полной прозрачности и со временем даже для фондов, не имеющих с GEN Store прямых контрактов, мы будем указывать размер отчисления.
С фондами мы заключаем наш стандартный договор о предоставлении права на использования графического изображения, который заключаем с любым другим автором, размещающим у нас свои принты. Разница в деталях и процентах выплат — это уже решается с конкретным фондом отдельно.
Платежи мы переводим раз в месяц на основе отчета, который формируется по данным нашей CRM. Сейчас мы работаем над автоматизацией отчетов и их представлении в реальном времени в личном кабинете партнера.
Что касается маркировки. Мы считаем что всегда стоит указывать сколько и куда будет перечислено — это позволяет бизнесу работать прозрачно, а покупателям понимать размер их вклада в благотворительность».