В декабре закончился пятый сезон популярного испанского сериала про благородных грабителей «Бумажный дом». Об успехе сериала написано много, чтобы не повторяться, можно привести еще пару любопытных фактов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Аргентинская газета Clarin обратила внимание на рост регистраций новорожденных с именами героев сериала. В Испании среди младенцев появилось много девочек с именами Токио и Найроби.
На победный финал Лиги Европы в 2018 году футболисты мадридского «Атлетико» вышли под партизанскую песню «Bella Ciao», ставшую вновь невероятно популярной после сериала.
В мерче «Бумажного дома» одним из главных символов стала маска Дали, обновленный вариант маски Анонимуса.
Изображенный на маске Анонимуса Гай Фокс в начале XVII века пытался взорвать британский парламент. И хотя сам он такой маски не носил, но художник-график Дэвид Ллойд, придумавший в 1982 году маску Анонимуса для графического романа Алана Мура, использовал черты лица Гая Фокса. В «Бумажном доме» маска выглядит по-испански, с пижонски подкрученными усиками Сальвадора Дали.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Маска Дали — это символ сильного духа, который связан не просто с художником, а с человеком, преодолевшим границы, с юмором и сердцем, воплотившим сопротивление.
Педро Алонсо, сыгравший роль Берлина
История о том, как Гай Фокс стал суперзвездой
Помним, помним не зря пятый день ноября / И заговор пороховой.
Пусть память о нем и ночью и днем / Всегда остается с тобой.
Гай Фокс, Гай Фокс — взорвать он хотел / Парламент и короля.
Традиционные стихи в честь 5 ноября
5 ноября Великобритания празднует день раскрытия Порохового заговора, который в 1605 году организовали против английского короля Якова I несколько молодых дворян, возмущенных его отказом отменить репрессивные антикатолические законы. Гай Фокс, хотя его именем и назвали заговор, был, по существу, простым исполнителем. Заговорщики планировали взорвать Вестминстерский дворец, когда король будет открывать сессию парламента. Они легко взяли в аренду подвал здания и занесли туда 36 бочек с порохом. Но у террористов далекого прошлого были живы человеческие чувства, поэтому они решили предупредить одну из потенциальных жертв и послали ему письмо с завуалированной просьбой не приходить в этот день. Так заговор был раскрыт. Когда в назначенный час Гай Фокс отправился в подвал поджечь фитиль, его схватили. На допросах он столь беспечно шутил со своими стражниками и выказал столько презрения к жизни, что Яков едва ли не был им очарован. «Он так же мало испуган, — писал государственный секретарь, — как если бы его взяли за простой разбой на большой дороге». Ни имен заговорщиков, ни их дальнейших планов Фокс открывать не собирался. Разгневанный его упорством, судья приказал привязать узника к станку для растягивания жил. Не прошло и получаса пытки, как Гай Фокс во всем признался. Заговорщиков приговорили к мучительной казни; Фокс был казнен последним: его приговорили к повешению, четвертованию и потрошению, но он успел броситься с эшафота и сломать себе шею до того, как за него взялся палач. Король Яков предложил ежегодно праздновать 5 ноября, день раскрытия Порохового заговора был объявлен днем вознесения благодарственной молитвы.
Реабилитация Гая Фокса началась через два с лишним века спустя, с романа Уильяма Харрисона Эйнсуорта «Гай Фокс», написанного в 1841 году. В следующие полтора столетия Гай Фокс постепенно превратился из злодея в героя, который противостоит сильным мира сего. В 1982 году образ Гая Фокса использовал популярный британский писатель Алан Мур в графическом романе «V значит вендетта». В этой антиутопии анархист — продолжатель дела Гая Фокса, в его костюме и с его характерной внешностью: тонкими усиками и остроконечной бородкой, — в одиночку сражается с фашистским правительством, управляющим Великобританией будущего.
В предисловии к полному изданию «V значит вендетта» Мур написал: «На дворе 88-й год: Маргарет Тэтчер готовится к третьему премьерскому сроку и заявляет о своем желании оставить у власти консерваторов хотя бы до начала XXI века. Таблоиды пишут о необходимости создания концлагерей для больных СПИДом. Полицейские из спецотрядов для борьбы с манифестантами надевают черные пластиковые маски; по улицам разъезжают патрульные фургоны с видеокамерами на крыше. Правительство рассуждает об искоренении гомосексуализма. В этих условиях я чувствую себя Кассандрой. Спокойной ночи, Англия». Чувства Мура, сурового бородача, похожего то ли на гаражного металлиста, то ли на ветхозаветного пророка, понять нетрудно: он-то писал антиутопию, суровый комикс о том, что могло бы произойти в Британии, пережившей как минимум атомную зиму, а из типографии вышла на удивление злободневная книжка. О том, что происходит здесь и сейчас. Очевидно, именно такой злободневности, тщательно просчитанной актуальности хотели от своего фильма сценаристы Вачовски и режиссер Джеймс Мактиг. Действительно, в 2006 году, после выхода фильма «V значит вендетта», маска Анонимуса стала символом мирового протеста.
«Забавно, как изменился в общественном сознании образ человека, который был террористом, сражавшимся за победу другой страны, с которой Англия в тот момент воевала. Но, несмотря на повешения и четвертования, англичане все же незлопамятный народ. Просто им нужно было подумать несколько столетий, прежде чем прийти к выводу, что Фокс был героем, и надеть его маску из фильма “V значит вендетта” для демонстрации у стен парламента», — удивляется писатель Дэвид Бойл (Бойл Д. Путеводитель по англичанам. М., 2016).
Впрочем, Муру фильм не понравился, он даже вычеркнул свое имя из титров экранизации. Автор маски, нарисованной для комикса, художник-график Дэвид Ллойд, замечает, что маска V отныне символ борьбы с истеблишментом, что-то вроде знаменитой фотографии Че Гевары, сделанной Альберто Кордой и превратившейся в модную поп-эмблему: «Маска Гая Фокса стала теперь расхожим брендом, своего рода удобной вывеской, которую можно использовать для протеста против тирании, и я рад, что люди ею пользуются. Кажется, такого раньше не было: чтобы какой-то современный символ использовался в таком качестве».
В 2008 году эти маски надели хакеры из группы Anonymous, выступавшие против сайентологов. Вскоре они стали привычном атрибутом на акциях публичного протеста. А ведь изначально эти антиглобалистские маски — как объекты шоу-бизнеса — были изготовлены кинокомпанией Warner Bros. для рекламы фильма и раздавались перед его показом.
В Италии в 2011 году протестующие против социального неравенства под лозунгом «Захватим вместе!» носили маски Гая Фокса.
В 2012-м американский журнал TIME включил Анонимуса — собирательный персонаж — в список 100 наиболее влиятельных людей года.
в 2014 году в масках Гая Фокса проходили протесты против правящей власти в Венесуэле, в Мексике, в Бахрейне.
Фильм «V значит вендетта» заканчивается на том, что на улицы выходят толпы безоружных людей в масках Гая Фокса и направляются к парламенту. Как полагает специалист по комиксам Рич Джонсон, массовая популярность этой маски стала возможной именно благодаря кинокартине: книга рассказывала исключительно об анархисте-одиночке, а в фильме есть сцены, где действует огромная толпа людей, бросая вызов безликой корпорации.
И если заговор Гая Фокса был раскрыт до взрыва, то его последователям в экранизации романа удалось совершить задуманное. Под музыку Чайковского.
А теперь и в «Бумажном доме». В масках Дали. Под песню «Bella Ciao».