Ассоциация коммуникационных агентств России представила результаты второй волны исследования влияния COVID-19 на рынок рекламы. Первый этап был проведен 25 марта, а второй — 27 апреля. Всего АКАР опросила представителей 195 агентств коммуникационной отрасли, в том числе и промоиндустрии.

Ситуация на рынке оценивается как тяжелая. Респонденты сообщают о значительном увеличении доли клиентов, которые произвели отмену новых контрактов: с 33% до 59%, а также о сокращении рекламных бюджетов — с 57% до 80%. Также в качестве проблем отмечают карантины на фабриках, производящих сырье, задержки поставок материалов, проблемы с сервисом оборудования.

Вторая волна показала, что компании коммуникационной отрасли серьезно усилили меры по сокращению расходов. Если в конце марта больше половины респондентов сообщили о том, что никаких изменений в рабочих процессах не произошло, то к концу апреля уже 93% опрошенных так или иначе сокращают платежи, заработную плату, продолжительность рабочего дня и даже персонал. Впрочем, есть и те, кто заявил о добровольном снижении заработной платы руководства и урезании только тех расходных частей бюджета, которые не связаны с ФОТ. Планируют закрывать компании 9% опрошенных. 

В то, что после кризиса все восстановится, как было, верят лишь 7% участников рынка. Однако компании стали гораздо объективнее подходить к возможным положительным изменениям в период эпидемии коронавируса. Повышение эффективности работы отмечают 27%, а новые технологии в бизнес внедряют 42%. Участники исследования полагают, что кризисные элементы управления останутся при доказательстве своей эффективности, а нововведения в работе дадут бизнесу дополнительные возможности. Но есть и те, кто видит, что мы в самом начале падения в пропасть. «Вы индексы бирж видели? А цены на нефть? Проблема не в вирусе», — прокомментировал экономическую ситуацию в целом один из респондентов. 

Участники прогнозируют снижение бюджетов, а следом за ними и стоимости размещения на ТВ, радио, в прессе, ООН и «индор». Также многие говорят об уходе с рынка слабых игроков. 

По мнению опрошенных, пандемия носит длительный характер. На 19% увеличилась доля респондентов, которые ожидают окончание эпидемии к концу лета, а также на 7% — тех, кто прогнозирует окончание пандемии к концу 2020 года.

Более 70% участников и первой, и второй волны считают, что пандемия сильно изменит поведенческие паттерны в области потребления товаров и услуг. Увеличится безработица, повысится экономия на развлечениях и необязательных покупках, покупательская способность снизится. При этом прежде всего глобальные изменения затронут средний класс. Относительно товаров категории luxary мнения расходятся. Некоторые надеются на более осознанное потребление. Также отмечается, что люди перейдут на онлайн-сервисы, а офлайн-бизнес продолжит терпеть убытки. Есть и экзотические мнения вроде «Люди научатся собирать валежник и есть мох».

Напомним, что ранее в АКАР рассказали, в каких масштабах кризис повлиял на промоиндустрию.