Американский рэпер Lil Nas X выпустил самый скандальный мерч года. По крайней мере, на данный момент. Кроссовки с каплей настоящей крови в подошве получили название Satan Shoes и вызвали негодование у религиозной общественности и компании Nike.
Необычный мерч рэпер решил запустить в поддержку своего нового клипа Montero, в котором он путешествует по аду и соблазняет дьявола. Кто-то называет это настоящим искусством и ломает голову в поисках цитат из Данте, а кто-то не на шутку разозлился.
Провокационное видео мгновенно стало вирусным, а популярности ему добавили «сатанинские» кроссовки, которые обсуждали даже больше, чем сам клип.
Креативный мерч рэперу помогла разработать компания MSCHF, известная своими изобретательными товарами. Среди ее работ — бомбы для ванн в виде тостера и сандалии, сделанные из сумок Hermes Birkin (такие сумки стоят по 10 млн рублей).
За основу взяли кроссовки Nike Air Max 97, а пузырьки воздуха в подошве заполнили настоящей кровью. Это вовсе не кровь самого рэпера, как можно подумать, — на самом деле «материал» для кроссовок сдали шесть сотрудников MSCHF. Такой вот в буквальном смысле кровавый бизнес.
К обуви прикрепили бронзовую пентаграмму и сделали надпись LUKE 10:18, сославшись таким образом на Евангелие от Луки. Компания предсказуемо выпустила 666 пар кроссовок, каждая из которых стоила по 1018 долларов. Продажи решили запустить 29 марта, а накануне этого события компания Nike выступила с обращением в The New York Times. В беседе с изданием представитель компании рассказал, что Nike не имеет к кроссовкам никакого отношения и не одобряет эту идею. Оказывается, никакой коллаборации не было, точнее, ее инициировала лишь одна из сторон без согласия второй.
Nike подала в суд, требуя отозвать кроссовки. Lil Nas X отреагировал мемом: он разместил в своем Instagram-аккаунте гифку, как один из героев мультсериала «Спанч Боб» просит мелочь у прохожих. «Я после судебного иска Nike», — пошутил рэпер.
Гигант рынка спортивной обуви выиграл суд, но было поздно. В MSCHF заявили, что все кроссовки были проданы меньше чем за минуту, а покупатели не хотят их возвращать. После скандальной истории цена мерча тут же взлетела — в интернете кроссовки стали перепродавать за 4-5 тысяч долларов, а в будущем эта сумма может увеличиться в десятки раз.
В итоге компания Nike победила в суде, но в выигрыше остался рэпер. Клип собрал больше 180 млн просмотров, а кроссовки стали предметом спекуляции и коллекционирования. На этой волне Lil Nas X выпустил еще один мерч в поддержку Montero — на этот раз футболки с провокационными надписями, но уже без крови.
Также MSCHF выпустили Jesus Shoe, в которые добавили каплю святой воды. Компания планирует продолжить сотрудничество с рэпером в будущем, придумывая новые провокационные мерч-акции.
Lil Nas X стал популярен в 2018 году после выпуска кантри-рэп сингла Old Town Road, который возглавил Billboard Hot 100, а сам музыкант получил за трек «Грэмми». Дальше популярность только росла, особенно после того, как рэпер совершил каминг-аут и стал активно продвигать свой новый образ. Все больше о нем говорили в Америке, но мировую славу Lil Nas X принес именно мерч с кроссовками.