Год назад в Петербурге появился ФК «Текстильщик», бренд одежды для любителей футбола. Который поставил перед собой задачу изменить отношение болельщиков к мерчу. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться на этом пути и зачем спортивные футболки и толстовки превращать в повседневную одежду, MerchNews рассказал спортивный директор ФК «Текстильщик» Николай Семаков.
История ФК «Текстильщик» началась с Чемпионата мира по футболу, который в 2018-м принимала Россия. ЧМ вдохновил специалиста по Китаю Николая Семакова и экс-продюсера Aurora Fashion Week Артема Балаева на создание одежды для болельщиков, которая уместно смотрелась бы не только на стадионе. Логотипы команд, стилизованные под эмблемы рок-групп, отсылки к памятным моментам из жизни клубов и никаких кричащих лозунгов — такие вещи можно купить у ФК «Текстильщик». Партии пока небольшие, 15-20 штук — для настоящих ценителей.
— Бренд ФК «Текстильщик» появился год назад. Готовы ли вы подвести предварительные итоги?
— Год — важный рубеж, когда действительно можно подвести какие-то итоги. При этом нужно понимать, что мы говорим не о создании нового бренда на сформированном рынке, а по сути о создании некоего феномена — мы медленно, но верно вручную роем новый «голубой океан», создавая мерч не для болельщиков какой-то одной команды, а для всех команд сразу. Такой путь невозможно пройти быстро, так что здесь стоит говорить не только о темпе, но и о качестве пройденного пути. Не все идеи получили завершение, не на все хватило времени и средств, но в целом мы довольны: о нас заговорили в профессиональной среде, о нас вышла большая статья на главном ресурсе о бизнесе в спорте Sport Connect, о нас узнали клубы, наша продукция радует потребителей. Ну и вишенкой на торте, конечно, стал реализованный ФК «Зенит» проект чемпионского мерча, в котором мы принимали непосредственное участие.
— Насколько востребованным оказался продукт, который делает ФК «Текстильщик»?
— Конечно, пока мы далеки от больших тиражей и масс-маркета, но это и не было целью на данном этапе. Наш продукт для каждого, кто любит футбол, но не каждый к нему на сегодняшний день в полной мере готов. Мы хотим продавать футболки и фанатам «Зенита», и спартаковцам, что для многих неприемлемо. Мы хотим быть самоироничными и одновременно уважительными, говорить о важных страницах прошлого через современность. Для этого требуется не столько искушенный, сколько заинтересованный потребитель, который воспринимает футбол не как 90 минут по выходным, а как неотъемлемую часть жизни и своего культурного кода. Главная задача — превратить мерч из сувенирной продукции в повседневную одежду, для чего необходимо изменить отношение болельщиков к подобной одежде. Это своеобразная игра, в которую нам нравится играть, но вместе с тем и важная миссия, которую мы хотели бы выполнить. Уверены, что процесс уже запущен и мы не в самом начале пути.
— Есть ощущение, что бренд развивается не очень активно. Возможно, я ошибаюсь. Что сейчас происходит с «Текстильщиком»?
— Хотелось бы не согласиться, но, к сожалению, мы тоже не очень довольны собственной скоростью. Для обоих партнеров проект не является главной работой и порою просто не хватает времени. Это точка роста, которую мы обязательно преодолеем, потому что по-прежнему уверены как в необходимости проекта, так и в его светлых перспективах. Сайт магазина активно работает, в ближайшее время готовятся как новые дизайны, так и очень громкая коллаборация, о которой нельзя будет не услышать. Мы очень надеемся, что, пройдя стадию предварительного согласования, она непременно увидит жизнь. Обязательно следите!
— С какими трудностями вы столкнулись?
— Слишком серьезное отношение к футболу, определенная неповоротливость и косность фанатского отношения, из-за которых «Зенит» даже был вынужден отказаться от безобидного фиолетового комплекта формы. Но вместе с трудностью, словно китайский иероглиф «кризис», такая ситуация таит и скрытые возможности для сверхрадикальной перемены.
— Вы закупаете бланковые вещи и делаете на них свои дизайны? Устраивает ли качество продукции от поставщиков?
— Верно, если речь идёт о футболках: здесь мы закупаем лучшие, на наш взгляд, бланковые футболки и работаем с ними. Эффект масштаба здесь не отменить, так что при наших объемах пока это оптимальный вариант производства, учитывая, как щепетильны мы в вопросах качества и требованиях, предъявляемых к плотности, форме воротника и прочим деталям. При этом более сложные с конструкторской точки зрения вещи мы производим в Петербурге сами. Так худи «Природные ресурсы России» мы сшили по своему эскизу, апсайкл тельняшки Балтийского флота — тоже отдельная история ручной доработки уже готовой вещи. Мы надеемся, что с усложнением товарной линейки производимых именно нами вещей станет больше.
— Какие дизайны оказались самыми востребованными у покупателей? И какие – ваши любимые?
— Здесь мы с покупателем солидарны. Лучше всего продается стилизованная под концертный рок-мерч футболка «Зенит 1984» с человеком, отдаленно похожим на Павла Садырина. Нам очень нравится идея переноса футбольного события в другой мир — в данном случае мир рок-музыки — и стоящая за этим эстетика. Название клуба написано шрифтом AC/DC, которые в 1984 году гремели по Европе в рамках тура «Монстры рока», концертные даты заменены футбольными турами советского первенства того года. Эта футболка — пока образчик того, как мы видим свою продукцию: супермодная актуальная вещь с очень тонкими спортивными отсылками, которую легко может надеть и модная девушка, и футбольный гик. Мы про такое.
— Кто чаще всего покупает одежду ФК «Текстильщик»? Где живут эти люди, чем занимаются, за какие клубы болеют?
— На данном этапе мы целенаправленно таргетировали лишь болельщиков трех главных клубов — это фанаты «Зенита», «Спартака» и ЦСКА, из которых, учитывая нашу северную прописку, сине-бело-голубых — большинство. Для нас отрадно другое: львиную долю продаж нам сделали девушки, приобретающие мерч как для себя, так и в подарок своим парням. А также важен тот факт, что наши вещи высоко оценивают те, кто предъявляют высокие требования к одежде: редакторы моды, фотографы, продюсеры, рестораторы — представители творческих и в некоторой степени даже модных профессий. До нас важна подобная связь моды и спорты.
— Можно ли говорить о том, что популярность так называемого повседневного мерча растет?
— На мой взгляд, это связно с несколькими факторами. Во-первых, нужно признать, что мы переживаем далеко не лучший период в истории моды и дизайна. Сложный и не самый изящный, назовем его так. Потому высокая мода спустилась на улицы, а рекламная спецовка стала одеждой. Здесь может быть много причин: глобализация, размытие границ между отраслями и искусствами, простота как ответ сверхсложности. Я лишь констатирую факт. Во-вторых, в ранее не свойственный себе мир одежды пришли гигантские транскорпорации, которые не хотят больше производить сугубо напитки или гаджеты, а хотят менять мир со всех возможных сторон. Плюс в жизни становится все больше и больше элементов шоу-бизнеса и спорта, а звезды посредством социальных сетей стали совсем близки — в результате чего рекламный потенциал абсолютно всего сегодня бесконечен, почему каждый второй человек становится микроблогером, а каждая вторая футболка — мерчом. На этом месте, кстати, тоже могла бы быть вообще реклама. Шутка.
— Зачем спортивному мерчу меняться?
—Изменение — значит жизнь. Поменялся спорт, поменялся футбол, меняется болельщик. Мы все росли под девизом «Футбол — спорт рабочих». Сегодня поход на стадион уже конкурирует с походом в кино или театр: девушки специально наряжаются, популярные исполнители надевают футбольные джерси на концертах, а спортивный мерч вовсю переосмысливают на подиумах ведущих недель мод. Шарф-«роза» и игровая футболка больше не отвечают всем запросам современного болельщика, а клубы, продающие только их, рискуют продать лишь один подобный предмет за десятилетие. Мерч неминуемо движется в сторону более сложного и широкого вовлечения в повседневную жизнь, в чем мы, повторюсь, и видим свою миссию и, надеемся, сыграем не последнюю роль.
— И в будущем вещи вроде тех, что делает ФК «Текстильщик», могут заменить привычную сувенирную спортивную продукцию?
— Мы не хотели бы смешивать. «Роза» не исчезнет никогда. Ее нужно поднимать во время выхода команд на поле и размахивать ей во время празднования забытых голов. Наша идея в том, что «роза» должна выйти за пределы стадиона и стать модным повседневным шарфом. Претерпев стилистические изменения, но не утратив своей сути. По совпадению мы как раз готовим именно такой шарф и начнем продавать его в самое ближайшее время. Наш мерч, как вы верно выразились, во многом внестадионный. Мы хотели бы говорить о любимом клубе с помощью понятной, качественной и модной одежды, которая при этом не «кричала» бы название любимого клуба, а шептала его тем, кто в теме.
— У болельщиков неоднозначная репутация, часто они ассоциируются с не самым культурным поведением, криками под окнами и драками в барах. Может ли одежда, которую они носят, как-то влиять на восприятие окружающих?
— Нам кажется, что самая низкая точка в развитии подобного фанатского движения благополучно пройдена и болельщик постепенно цивилизуется. Во-первых, фанаты из 90-х выросли и успокоились, во-вторых, новая молодежь росла уже в более спокойное и, так или иначе, сытое время. Футбол, как мы надеемся, из поля битвы снова становится важной, но все же игрой. А потому мы бы хотели видеть все меньше агрессии и все больше доброй иронии и подтрунивания над оппонентом. Надеемся, что наша продукция может сыграть маленькую, но положительную роль и в такой трансформации тоже.
архив ФК «Текстильщик»